SOBER-COOL, |
|
Можно ли научить ответственному отношению к потреблению алкоголяОдна из книг Международного Центра Алкогольной Политики из серии "Алкоголь и Общество" называется "Обучение выпивкам". В этой публикация излагается точка зрения, что выпивка - это обучаемое поведение, подобное обучению вождения автомобиля. Выдвигается предложение, что если изучить и лучше понять, что влияет на такое обучение, программы, которые стремятся уменьшать вред потребления алкоголя, станут более эффективными. Эта точка зрения представлена в заявлении Группы Portman (www.portman-group.org.uk) из Великобритании: "Просвещение является ключом к противостоянию злоупотреблению алкоголем, а ответственное отношение к алкоголю должно поощряться с молодого возраста". Международный Центр Алкогольной Политики подчеркнул важность ответственности и заявил, что он "сотрудничает с партнерами из области индустрии и здравоохранения, чтобы содействовать формированию ответственного образа жизни в развитых и развивающихся странах", делая при этом замечание, что "понятие ответственности имеет широкие отличия в зависимости от целого ряда культурных факторов. Учитывая различия видов потребления алкоголя, особенно в странах, где выпивки не являются обязательной частью традиционной культуры, очень важно постоянно менять определение ответственности, чтобы оно соответствовало данной культуре". Социальные организации алкогольной индустрии осуществляют и финансируют множество программ, пропагандирующих их понимание ответственного образа жизни, включая просветительные программы в школах, которые стремятся показать, что "удовольствие от ответственного потребления алкоголя является составной частью сбалансированного образа жизни". При этом данные программы находятся в явном противоречии с одним из основных утверждений алкогольной индустрии о том, что государственная политика в области алкоголя должна быть направлена исключительно на тех, кто злоупотребляет алкоголем. Группа Portman (Великобритания) издала материалы для использования в школах. Для начальных школ предназначена публикация "Мы видели, как люди пьют", а для учеников средних классов используется брошюра "Знания о потреблении Алкоголя". Группа Portman заявляет, что "Обсуждение выпивок с вашими детьми" является ее наиболее популярным рекламным буклетом. Этот буклет рекламируется как общее руководство для родителей, которые хотели бы получить информацию о том, как говорить со своими детьми об алкоголе. Группа Portman заявляет, что, хотя этот буклет, главным образом, нацелен на родителей подростков, многое из него также подходит для родителей младших детей. В развивающихся странах Международный Центр Алкогольной Политики предлагает проводить просвещение на тему алкоголя через свою программу "Жизненные Навыки при Взрослении", которая была разработана для всех классов отобранных начальных школ в Южной Африке и Ботсване в 1996-1999 годах. Вместо того чтобы заниматься непосредственно вопросам здоровья, указывая на опасность некоторых видов поведения, эта программа знакомит детей с множеством навыков, таких как навыки принятия решений, навыки общения и сдерживания эмоций. Программа охватывает проблемы, связанные с алкогольными напитками, но не сосредотачивается на них. Международный Центр Алкогольной Политики придерживается мнения (хотя не предоставляет никаких доказательств этого) о том, что "маловероятно, что ученики начальной школы будут немедленно применять эти навыки к потреблению алкогольных напитков. Однако программа "Жизненные Навыки при Взрослении" в этом раннем возрасте дает им необходимые базовые навыки, что позволит им, когда они станут старше, применять эти навыки в ситуациях, связанных с выпивками". Существует две основных причины отвергнуть подобные инициативы алкогольной индустрии: 1) просветительные инициативы, предложенные социальными организациями алкогольной индустрии оказывают минимальное или вообще никакого воздействия в сокращении причиненного алкоголем вреда; 2) обучение ответственному потреблению алкоголя, столь пропагандируемому социальными организациями алкогольной индустрии, по сути является его скрытой рекламой, а в тех обществах, где выпивки не являются обязательной частью традиционной культуры (например, в мусульманских общинах), способом создать благоприятное мнение об алкоголе. Необходимо отметить, что проводимые органами здравоохранения и просвещения профилактические мероприятия в школах также оказались неэффективными. Имеющиеся научные данные показывают, что осуществляемые в школах просветительные инициативы могут изменять знания и отношение к алкоголю, но они совершенно неэффективны в изменении поведения, касающегося потребления алкоголя или предотвращения причиняемого алкоголем ущерба (Международное руководство по алкогольной зависимости и проблемам, 2001). Это совсем не удивительно, так как просвещение в школах вынуждено конкурировать с валом сообщений, пропагандирующих потребление алкоголя. Первичным же источником проалкогольных сообщений является непосредственная социальная действительность: широко распространенная и очевидная доступность алкогольных напитков; присутствие и приемлемость алкоголя в разнообразных ежедневных ситуациях. Наличие такого опыта гораздо сильнее влияет на восприятие алкоголя людьми, чем предоставление любой информации. Просвещение по поводу алкоголя является одной из форм общественной информации, наряду с рекламой алкоголя и освещением темы алкоголя в СМИ. Хотя просвещение имеет ограниченное влияние на сокращение вызванного алкоголем вреда, это не означает, что информация об алкоголе не может повлиять на формирование мнений и восприятия людей. Поскольку диапазон собственного опыта людей с алкоголем ограничен, многие человеческие представления основаны на том, что было услышано от других людей или из средств массовой информации. СМИ передают постоянный поток образов и представлений относительно алкоголя и выпивок. Эти образы, главным образом, показывают потребление алкоголя как безопасное действие, преуменьшая потенциальный риск для здоровья и другие отрицательные последствия. Когда же СМИ изображают отрицательные социальные, экономические или медицинские последствия, они склонны представлять их как случайные происшествия, а не как свойственный потреблению алкоголя риск. Поэтому не удивительно, что просветительные меры редко способствуют изменению поведения в направлении сокращения вызванного алкоголем вреда. Они просто затопляются массированным потоком сообщений о социальной приемлемости и высоком уровне распространенности потребления алкоголя. Большая часть этих сообщений - это коммерческие рекламные объявления, которые изображают потребление алкоголя как существенный компонент желательного образа жизни. Когда просвещение по поводу алкоголя, финансируемое и осуществляемое алкогольной индустрией, подчеркивает, что "ответственное" потребление алкоголя также является важным элементом "сбалансированного" образа жизни, потребителю информации уже почти не видно различий между просвещением, рекламой и изображением потребления алкоголя в СМИ. Другими словами, подобное просвещение по поводу алкоголя легко становится частью стратегии маркетинга алкогольных напитков. О том, что подобное просвещение фактически является рекламой алкоголя, говорит тот факт, что большинство пьющих людей, в особенности подростков, употребляют алкоголь в количествах, меньших, чем рекомендуемые индустрией уровни "разумного потребления". Трудно представить, что те, кто пьет больше этих уровней, под влиянием школьных уроков снизили бы свое потребление алкоголя. А вот тех, кто пьет меньше этих уровней или не пьет вообще, подобные уроки вполне могут побудить пить больше или начать употреблять алкоголь. Именно это индустрии и надо. Так как в развитых странах потребление алкоголя в целом постепенно снижается, для алкогольной индустрии становятся жизненно важными новые рынки, которые рассматриваются в публикации Международного Центра Алкогольной Политики "Алкоголь и Новые Рынки", к которым относят страны Центральной и Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. Международный Центр Алкогольной Политики активно пропагандирует так называемую "сбалансированную политику в отношении алкоголя, основанную на партнерстве между общественностью и частным сектором" во множестве стран с низким доходом и на новых рынках, представляя "концепцию ответственного подхода к выпивкам в странах, где потребление алкоголя не является обязательной частью традиционной культуры". Так называемая сбалансированная алкогольная политика, которую предлагает МЦАП, представляет собой сочетание "ответственных методов рекламы" и "просвещения, пропагандирующего разумное потребление алкоголя", хотя известно, что оба этих направления не доказали своей эффективности. При этом эффективные же стратегии изменения окружающей обстановки не освещаются должным образом. Поэтому работу социальных организаций алкогольной индустрии в странах с низким доходом можно рассматривать как средство маркетинга. Этим они демонстрируют полное неуважение к огромному большинству людей в таких странах, которые решили не потреблять алкоголь. Они также игнорируют тот ущерб, который алкоголь может добавить к проблемам и так бедных людей, семей и сообществ. Могут ли сами люди договориться, как уменьшить связанный с алкоголем потенциальный риск |
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |