|
ВведениеВ этом году моя дочь оканчивала школу, и я принимал участие в родительском собрании, одним из основных вопросов которого была организация выпускного вечера. Размах родительского комитета поражал: казалось, дети должны наесться на всю свою взрослую жизнь, и при этом не только наесться, но и напиться. Я попытался обсудить хотя бы вопрос выпивки. Я не призывал к тотальной трезвости родителей, но говорил, что выпускники вполне могут обойтись без алкоголя, что наличие алкоголя на праздничных столах является фактически принуждением к выпивке. Если подростки захотят выпить, они, конечно, найдут способ сделать это, но не надо поощрять их к этому. К моему удивлению, меня никто не поддержал. Родители, особенно мамы, кричали, что ничего страшного, если ребенок выпьет немного вина. Классный руководитель тоже защищала алкоголь, хотя я говорил, что если после праздничного бокала ученики выпьют бутылку водки в туалете и с ними что-то случится, то они смогут смело отвечать, что опьянели от официального вина. Даже тот факт, что закон запрещает покупать алкогольные напитки лицам моложе 18 лет, не произвел никакого впечатления. Лишь моя угроза не заплатить довольно большой взнос за выпускной стол, если в оплачиваемом наборе будет алкоголь, возымела действие. Из официального набора алкоголь был изъят, хотя по бутылке шампанского на пятерых на выпускном вечере все же было. Меня поразила проалкогольная настроенность родителей, которые, очевидно, желают блага своим детям. Потребление алкоголя воспринимается ими как неизбежность, а предложение предоставить своим детям возможность вести трезвый образ жизни кажется им фантастикой. Родители любят ссылаться на вековые традиции, но сто лет назад представить, что директор гимназии призывает своих гимназисток поднять бокалы с шампанским, было немыслимо. Еще меньше поощрялось потребление алкоголя молодежью в деревне - работать надо было с утра до позднего вечера, не до выпивок. Я уже не говорю про мусульманские и другие общины, которые были настроены против потребления алкоголя в любых случаях. Ситуация особенно стала меняться в последние годы. Мониторинг средств массовой информации на тему алкоголя показывает, что в большинстве публикаций автор фактически поощряет читателей к выпивке. Если же пишется о негативных последствиях потребления алкоголя, то создается впечатление, что причиной их являются отдельные "ненормальные" личности, которые "не умеют пить". При этом сторонники алкоголя выступают как защитники свободы, а его противников представляют как отсталых ханжей. И это происходит в нашей стране, где почти каждый может вспомнить родственника или знакомого, который серьезно пострадал от алкоголя, где каждый может рассказать о талантливом человеке, который спился, где каждый боится встретить на своем пути группу выпивших подростков. Проалкогольные настроения нашего общества явно противоречат алкогольным реалиям нашей жизни, и возникает впечатление, что они нам навязываются против нашей воли. При этом проалкогольные настроения людей имеют явные последствия: они вынуждают этих людей тратить свои ограниченные средства на приобретение потенциально опасных для себя изделий. Другой стороной этого приобретения являются прибыли изготовителей алкогольных напитков. И эти изготовители четко знают: любой человек может вполне обойтись без их изделий, у людей нет никакой объективной потребности приобретать алкоголь. И чтобы эта потребность возникла на субъективном уровне, сначала необходимо всучить этим людям информацию, что у них такая потребность есть. Прямой рекламы тут недостаточно, нужны аргументы, которые выглядят солидно и научно. И поскольку денег у производителей алкоголя предостаточно, они без труда находят таких "экспертов" и "журналистов", которые покажут неразумной публике, что алкоголь для нее жизненно необходим. Поскольку таким "экспертам" неизбежно приходится передергивать или умалчивать факты, необходимо координировать их работу, чтобы они не противоречили друг другу. Еще важнее, чтобы такие эксперты могли готовить аргументы против информации и особенно политических мер, способных снизить потребление алкоголя и подорвать прибыли алкогольной индустрии. Для выполнения этих функций созданы и обильно профинансированы специальные организации, которые теперь называют "социальные организации алкогольной индустрии". Рассмотрению направлений деятельности эти организаций и посвящен данный выпуск. При его подготовке были использованы англоязычные материалы (в ссылках их названия переведены на русский язык), в первую очередь, опубликованная в октябре 2002 года брошюра Питера Андерсона "Социальные организации алкогольной индустрии: предупреждение общественного здравоохранения" (www.ias.org.uk). Питер Андерсон в 1992-2000 годах работал в Европейском региональном бюро Всемирной Организации Здравоохранения, где отвечал за вопросы контроля над алкоголем и табаком. |
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |