SOBER-COOL, |
|
Что такое социальные организации алкогольной индустрииПочти двадцать лет назад глава алкогольной компании "Гранд Метрополитен" Тим Амблер обозначил основные опасности, стоящие перед алкогольной индустрией: 1. Акцизный налог, который будет повышаться быстрее, чем инфляция; 2. Проведение более энергичных мер по снижению вождения в нетрезвом состоянии; 3. Ограничения часов розничной продажи, лицензий и т.д.; 4. Финансирование реабилитации для тех, кто страдает от злоупотребления алкоголем; 5. Ограничения рекламы и других форм маркетинга; 6. Предупредительные надписи на емкостях с алкоголем и плакаты во всех магазинах; 7. Указание всех компонентов напитка на этикетке.
Он заявил: "Все согласны в том, что табачная индустрия реагировала на подобные угрозы пассивно и неадекватно и чаще всего слишком поздно". Чтобы избежать участи табачной индустрии, которая несет все большие потери от снижения уровня курения в развитых странах, алкогольная индустрия поставила перед собой цель отвлечь внимание государственных органов и общественности от мер, которые действительно могли бы сократить потребление алкоголя и наносимый им ущерб. Но поскольку этот ущерб достаточно очевиден, необходимо было подсунуть обеспокоенным гражданам меры, которые выглядели бы как направленные на снижение этого ущерба, но не уменьшали бы при этом уровень продаж алкогольных напитков. Выполнение этой функции было отведено специальным организациям, которым вменялось в обязанность показать, что "прибыль и социальная ответственность вполне могут быть совместимы".
В течение последующих лет алкогольной индустрией были учреждены и профинансированы организации, которые должны были рассматривать социальные аспекты употребления и распространения ее изделий. Хотя первой такой организацией была голландская группа STIVA, социальные организации алкогольной индустрии стали заметными только после учреждения в 1989 году в Великобритании группы Portman. Сегодня такие организации действуют на глобальном уровне (Международный Центр Алкогольной Политики), европейском уровне (Амстердамская Группа) и на уровне отдельных стран. Поскольку самим алкогольным дельцам люди вряд ли бы поверили, было решено нанять тех, кто может быть воспринят общественностью как авторитетный эксперт. Наиболее известным случаем является переход на сторону алкогольной индустрии Маркуса Гранта, который долгое время занимался вопросами алкоголя во Всемирной Организации Здравоохранения. В настоящее время он возглавляет Международный Центр Алкогольной Политики (МЦАП), который открыто финансируется 12 крупнейшими алкогольными компаниями. Необходимо заметить, что почти все авторитетные специалисты в области алкоголя в мире прервали контакты с Маркусом Грантом. Всемирная Организация Здравоохранения отказывается контактировать не только c МЦАП, но и теми организациями, которые сотрудничают с ним. Например, когда Маркус Грант стал членом совета директоров одной из старейших организаций в области исследований алкоголя - Международного Совета по Алкоголизму и Зависимостям (ICAA), эта организация была лишена статуса официального партнера ВОЗ. Формально цель социальных организаций может показаться ответственной для общества и дружественной для здравоохранения. Например, целями МЦАП (www.icap.org) провозглашается: "1) способствовать снижению злоупотребление алкоголем во всем мире и пониманию роли алкоголя в обществе; 2) способствовать диалогу и налаживанию партнерства между организациями социальных аспектов, здравоохранения и другими сторонами, заинтересованными в алкогольной политике". Но прежде чем решить, имеются ли точки соприкосновения между здравоохранением и алкогольной индустрией, нужно понять, можно ли доверять социальным организациям алкогольной индустрии? Ответ на этот вопрос должен быть основан на тщательном анализе основных позиций и утверждений социальных организаций алкогольной индустрии и их предложений по достижению декларируемых ею целей. |
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |