Разумеется, можно долго рассказывать об особенностях изготовления, цвете и химическом составе каждого сорта, но если пиво - это напиток, то самым важным критерием при его выборе потребителем должен быть вкус пива. Все просто, но оказывается, что для любителей пива вкус их напитка имеет второстепенное значение.
"О вкусах не спорят". Никто не вправе говорить нам, какие напитки вкусны, а какие - нет. Тем не менее, интересно детально разобраться с широко распространенным предположением о том, что пиво пьют из-за его чудесного вкуса.
Большинство людей припоминают, что вначале им не нравился вкус пива, они скорее находили его противным. Однако питие воспринималось как символ взрослости. Если новичок имел смелость заявить об отсутствии приятного вкуса у символа, ему говорили: "Ничего, вскоре тебе он понравится". Но до тех пор, пока человек не заставит себя влить несколько раз пиво в глотку, он не научится оценивать его вкус.
Многие любители пива отказываются пить безалкогольное пиво под тем предлогом, что у него хуже вкус. Группа из университета штата Вирджиния решила проверить это утверждение. Как альтернатива безалкогольному пиву было использовано популярное пиво, содержащее 5,7% алкоголя. Тест выявил, что участники не смогли определить, какое пиво содержит алкоголь с большей вероятностью, чем случайность. Ряд других исследований подтвердил, что регулярные потребители пива не смогли точно определить по вкусу, является пиво крепким, средним или очень слабым по содержанию алкоголя. Таким образом, как бы ни пытались скрыть это пивоманы, они пьют пиво не ради вкуса, а ради алкоголя.
Многие любители пива считают, что каждый сорт пива имеет особый, неповторимый вкус, и они готовы платить больше за особые сорта, разумеется, только ради их "божественного" вкуса. Однако три проведенных исследования показали, что регулярные потребители пива редко оценивали хорошо известные или дорогие сорта более благосклонно, чем другие, если судить можно было только по вкусу.
В одном из исследований любителям пива подали, наряду с другими, их любимые сорта. Но в слепом тесте эти сорта не были оценены значительно выше остальных. В последующих экспериментах сорта были обозначены, и это заметно повлияло на вкусовые оценки.
Еще одно исследование приходит к выводу: "В этом эксперименте потребители пива в основном не смогли определить по вкусу различие между 3 типами пива. При этом большинство участниц-женщин заявило до эксперимента, что не ожидают особых успехов в идентификации, тогда как большинство мужчин было уверено, что они смогут определить каждый тип пива по вкусу. Некоторые мужчины открыто признали, что испытывают вкусовое отвращение к одному из типов пива, который они затем не смогли определить во время эксперимента".
Еще одно исследование показало, что все же наблюдается тенденция более высоких оценок у более дорогих сортов. Интересно, что эта тенденция проявилась заметно сильнее в последующем исследовании, когда бутылки с пивом были обозначены правильно. Таким образом, даже это исследование показало, что цена и название сорта более важны для восприятия вкусового качества, чем естественное различие между разными сортами.
Влияние цены на субъективное ощущение вкуса было изучено еще в одном эксперименте. 60 любителей пива получили пиво одного сорта, но разлитое в 3 разные бутылки. У бутылок были этикетки, определявшие, что это разные сорта с разной ценой. Результаты эксперимента позволили показать, что цена имеет существенное влияние на суждение о качестве продукта.
Во вкусовом тесте участники были отобраны по критерию, что все они "любят пиво". Этот тест выявил большие затруднения в узнавании ими своего любимого пива. Но практически все они характеризовали сорт, который, как они полагали, был их любимым пивом, как обладающий наилучшим вкусом.
Таким образом, не вкус, а этикетка и цена - вот что определяет выбор сорта пива. Этот факт умело скрывает реклама пива, обманывая тех потребителей, которые хотят быть обманутыми. Пиво - не алкоголь?