SOBER-COOL, |
|
Примеры тематических уроковСейчас мы приведем несколько схем, игр, упражнений, а также кратко обозначим те вопросы, которые могут помочь классу прийти к тем или иным важным для профилактики выводам. От индивидуального педагогического стиля и умения будет зависеть то, насколько серьезно школьники изменят свое отношение к интоксикантам. Для того чтобы вы чувствовали себя на уроках увереннее, предлагаем ознакомиться со вспомогательной литературой. Что такое наркотики?1. Упражнение "Свойства наркотиков"Конечно, каждый из вас знает некоторые названия наркотических веществ. У милиции есть специальные списки веществ, которые запрещено производить, продавать и потреблять. Что объединяет их все? Какие свойства наркотиков мы знаем? (Ребята своими словами формулируют свойства. Учитель обобщает сказанное об одном и записывает свойства. Порядок не имеет значения. Если ребята не называют никаких свойств, учитель их записывает сам и приводит простые, узнаваемые примеры.)
После перечисления свойств можно предложить классу проанализировать, какие известные нам вещества соответствуют этим свойствам. Для этого вокруг перечисленных свойств рисуется таблица, в которую вписываются нелегальные наркотики, алкоголь, табак. Нелегальные наркотики при этом предлагаем рассматривать все вместе, не конкретизировать, какие именно. Если класс согласен, что свойство присуще веществу, то в соответствующую ячейку ставится плюсик. Таким образом, среди наркотиков рассматриваются нелегальные наркотики, алкоголь, табак, кофе, некоторые медикаменты. Предлагаемые к обсуждению вещества размещаются в следующих столбцах таблицы. Можно акцентировать внимание на том, что в случае с алкоголем, наркотиками и табаком счет умерших идет на сотни тысяч людей в год, тогда как от кофе или медикаментов умирает гораздо меньше людей. Можно обсудить также, что с разными веществами может быть связана разная степень зависимости. 2. Упражнение "Заказ рекламному агентству"Мы выяснили, что производители наркотиков, алкоголя, табака получают огромную прибыль. В американских газетах их не зря называют "торговцами смертью". Они хотят получать как можно большую прибыль. Значит, им нужно приучить к своему товару людей с самого раннего возраста. Чем раньше человек станет зависимым, тем дольше (до самой смерти) он каждый день будет приносить деньги за товар. Представьте себе, что вы производите легально один из видов наркотиков. Что бы вы сказали или показали в рекламе своего товара подросткам? Чем бы привлекали внимание этих самых молодых и доверчивых жертв? (Ребятам предлагается придумать и записать один или несколько вариантов таких рекламных посланий, слоганов, возможно, определить, в каких СМИ они эту рекламу разместят, как оформят. Они могут это делать индивидуально или в группах, а затем рассказать, что у них получилось). А теперь давайте вспомним, что вы, как производитель, знаете о возникающей зависимости, о страшных последствиях для здоровья. Будете ли вы сообщать эту информацию в своих рекламных кампаниях? Как агентства, рекламирующие те или иные товары, отбирают информацию, которая будет сообщаться потенциальному потребителю? Как мы все в реальной жизни относимся к подобной информации, сообщаемой в рамках прямой или скрытой рекламы? Может быть, у кого-то возник вариант ответа или противостояния действию наркотической рекламы? Как подростков "ловит" табачная и алкогольная рекламаУпражнение "Анализ рекламного плаката"Такие профилактические встречи лучше всего проводить в форме группового обсуждения с количеством участников от 5 до 15 человек. В таком случае каждый из ребят будет иметь возможность высказаться. Для анализа можно выбрать самый знакомый рекламный щит, плакат из журнала или один из запоминающихся видео-роликов из телеэфира. Цель такого обсуждения - выработать у подростков навыки сопротивления влиянию пронаркотической рекламы. После того, как объект выбран, можно приступать к его анализу. Желательно, чтобы на большинство из предложенных вопросов ответил каждый член круга. Вопросы для анализа: 1. Какие цели ставили себе создатели данной рекламы? На кого главным образом она направлена? Как вы это определили? 2. С какими образами, ощущениями у вас ассоциируется рекламируемый продукт? 3. Какими средствами достигается этот эффект? (средства звука, фон, сюжет, характеристики персонажей, текст) Здесь можно детально обсудить самые яркие моменты данной рекламы. Например, в рекламе пива часто используют изображение капелек воды на бокале. При вопросе об ощущениях от этого элемента ребята определят, что таким способом создается впечатление свежести, кристальной чистоты продукта. А реклама дорогих марок сигарет часто состоит из изображения пачки на фоне кожи. И кожа ассоциируется часто с богатством, престижностью, обеспеченностью и т.д. 4. Если верить этой рекламе, то как должна измениться жизнь человека, употребляющего рекламируемый продукт? Каким станет этот человек? Что происходит с потребителями табачных изделий и алкогольных напитков на самом деле? Действует не наркотик, а представление о нем1. Какое действие, по-вашему, оказывает такой легальный наркотик, как алкоголь?Школьники перечисляют эффекты: расслабляет, делает общение веселее и др. Преподаватель фиксирует все сказанное на доске. Однако не просто в столбик, а в два, размещая друг напротив друга противоположные действия: как "расслабление" и "стимуляция". Обратите внимание, что одно и то же вещество оказывает на людей прямо противоположное действие. С чем это может быть связано? 2. Упражнение "Эксперимент Марлатта"Однажды американскими исследователями во главе с Аланом Марлаттом был поставлен соответствующий опыт. Группа людей была разделена на четыре части таким образом:
Те люди, которым сказали, что они будут пить алкоголь, получали напиток из бутылок с алкогольными этикетками. Содержание алкоголя было небольшое (8%); чтобы его труднее было определить на вкус. Перед экспериментом каждый участник получал мятное впрыскивание в рот. Во время проведения эксперимента часть участников слегка опьянела и стала проявлять все признаки поведения пьяного человека. Пожалуйста, объединитесь сейчас в команды и подумайте: Какие группы (или группа) опьянели, а какие нет? Обоснуйте свой ответ и выберите человека, который представит мнение команды перед классом. Обсуждение (2-3 минуты), ответы представителей групп. Ведущий отмечает ответы групп в таблице. Эксперимент дал такие результаты: пьяное поведение проявили группы I и II. Почему? Как вы думаете? Эксперимент показал, что главным действующим фактором оказалось не химическое вещество "этиловый спирт", или "алкоголь", а комплекс внушенных стереотипов поведения и психологических ожиданий. Испытуемые имели опыт употребления алкоголя, знали и помнили, как себя ведут выпившие и какие эффекты вызывает алкоголь в организме. Поэтому, когда исследователи объявляли, что участники эксперимента сейчас будут пить алкоголь, у испытуемых "включались" механизмы пьяного поведения, все равно - пили они алкоголь на самом деле или нет. С другой стороны, люди из группы III реально пили алкоголь, но не знали об этом; поэтому у них эти стереотипные механизмы не включились, и группа пьяного поведения не проявила. Алкоголь и наркотики мешают общению1. Упражнение "Торт для вечеринки".Многие люди убеждены: без алкоголя или другого наркотика невозможен процесс общения, отдыха, веселого совместного времяпрепровождения. Что нужно для того, чтобы создать хорошее настроение на вечеринке? Конечно, много чего. Ребята из норвежской молодежной трезвеннической организации "Ювенте" считают, что если обобщить, то получится список из пяти элементов: Ведущий записывает на доске 5 слов: · Интересное и приятное ОБЩЕНИЕ; · Определенный уровень КОМФОРТА; · Чувство БЕЗОПАСНОСТИ; · ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - танцы, конкурсы, игры, самодеятельный концерт и т.д.; · ПОРЯДОК, благодаря которому гости не мешают друг другу. Согласны ли вы с их мнением? Надо ли дополнить или сократить этот перечень? Теперь прошу вас разделиться на группы,- как вам будет удобно - и обсудить такую ситуацию: группа ребят собралась на вечеринку. Все идет хорошо; но несколько ребят постепенно напились.
Обсудите, пожалуйста, и представьте свое мнение другим группам. Проводится обсуждение в группах; затем презентация решений групп. Ведущий отмечает решение каждой группы по поводу каждого элемента: плюсом или минусом в зависимости от того, считает ли группа, что общение, комфорт, безопасность, деятельность, порядок улучшаются или ухудшаются. Если группа считает, что алкоголь или другой наркотик улучшает какую-либо составляющую отдыха, ведущему не стоит лично переубеждать группу, а обратиться к аудитории с вопросом: "Все ли согласны? Может ли кто-то привести примеры негативного влияния алкоголя?" и обратить внимание группы, что данный вопрос сложнее, чем принято считать, и в будущем к нему стоит относиться серьезнее. 2. Упражнение "Знакомство на дискотеке"Представьте себе, что вы с подругой пошли на дискотеку. Вы заметили, что пара парней хочет с вами познакомиться. Они подходят, и тут вы чувствуете запах перегара, что-то не так в их внешнем виде. Какая будет ваша реакция на них? Что вы им ответите на приглашение познакомиться? (Ребята отвечают. Если позволяет время, то можно предложить разбиться на небольшие группы девочек и мальчиков. При этом мальчикам рассказывается история - Вы хотите познакомиться с симпатичными девушками, но замечаете, что они выпивши или "под кайфом". Ваши чувства и реакции. В группах предлагаем ребятам сформулировать несколько вариантов поведения, фраз). Теперь, когда мы услышали варианты развития ситуации от всех групп, давайте представим, что парни и девушки не пили, не потребляли наркотиков перед дискотекой. Что отличалось бы в реакции? Думаю, что сейчас со мной согласится большинство: наркотики и алкоголь очень мешают знакомиться, развивать дальнейшие отношения между парнями и девушками. Куда легче и приятнее без этого. Я сам в ответе за свое здоровьеУпражнение "Факторы влияния"На наш организм ежеминутно воздействуют множество самых разных факторов, каждый из которых либо положительно, либо отрицательно влияет на наше здоровье. Назовите какие-нибудь факторы, влияющие на наш организм? (школьники наперебой отвечают, а ведущий фиксирует ответы на доске) Все перечисленные вами факторы можно объединить в три группы: - Наследственность - Медицинское обслуживание - Образ жизни Все три группы факторов, естественно, оказывают влияние на наше здоровье. Но чье влияние важнее? Какие факторы влияют более существенно? Или же их влияние одинаково? Над этими вопросами думали специалисты из Всемирной Организации Здравоохранения. Пожалуйста, объединитесь сейчас в малые группы - как вам будет удобно - и подумайте над такими вопросами: На сколько процентов мое здоровье зависит: · от родителей, давших мне определенную наследственность? · от медицины, которая обслуживает меня? · от меня, от образа жизни, который я веду?" Интересно, совпадут ли ваше мнение и мнение медиков из ВОЗ? Обсуждение (1 мин.), презентация ответов групп. Ведущий записывает ответы на доске. Мнение специалистов ВОЗ таково: - наследственность определяет 10% нашего здоровья, - медицинское обслуживание - 10% - образ жизни - 80%. Таким образом, на здоровье каждого из нас влияет много факторов; но самый главный из них - наш образ жизни. Кто, по-вашему, определяет образ жизни (родители, учитель, я сам(а), друзья, законы и т.д.)? Дискуссия по той же схеме. Желательно прийти к выводу: за свой образ жизни и за свое здоровье ответственность в первую очередь несет сам человек. В чем смысл для вас здорового образа жизни? Вспомните, пожалуйста, популярных людей, звезд, героев фильмов, которые для вас являются примером здорового образа жизни? Что является для таких людей самым главным в жизни, основной ценностью? Выпивший ведет себя по-детски1. Упражнение "Пирамида развития".Прежде чем рассмотреть, как на организм влияют наркотики, давайте вспомним, как организм формируется, с чего начинается жизнь, как она развивается, в какой очередности возникают функции, как возникает и совершенствуется сознание и т.д. Примерную таблицу можно сформулировать по-иному, в соответствии с имеющимися у школьников знаниями о человеке.
Ведущий ступень за ступенью, снизу вверх рисует "пирамиду развития личности", вкратце объясняя ее содержание, задавая вопросы аудитории. Интересными для аудитории часто оказываются вопросы "Что можно считать началом жизни человека?" (возникновение сердцебиения), "Когда возникают зачатки сознания - до или после рождения?" (до; плод способен ощущать, эмоционально оценивать и запоминать события своей внутриутробной жизни и поведения матери), "Что человек осваивает раньше - понимание речи или умение мыслить?" (речь; предметное мышление развивается лишь на основе усвоенных слов и их значений) и т.д. Итак, наша "пирамида развития" построена; человек вырос и сформировался. Давайте теперь представим, что этот человек в какой-то ситуации начал пить алкоголь. Он выпил первую рюмку, и, например, через каждые двадцать минут продолжает выпивать по рюмке.
Обсуждение. Ведущий перечисляет "этажи пирамиды" сверху вниз. Если группа считает, что на этом "этаже" наступает ухудшение, ведущий заштриховывает его. Мы видим, что интоксикация приводит к ухудшению функционирования разных органов и систем организма, "опусканию вниз по пирамиде". Конечно, большинство пьющих людей опускаются лишь на несколько ступенек, не доходя до опасных уровней (когда под угрозой оказываются жизненно важные функции). Опустился - поднялся; опять опустился - опять поднялся. Однако с каждой следующей выпивкой человек опускается все ниже, а подняться становится все труднее. 2. Упражнение "Айсберг"Опасные последствия употребления алкоголя известны, в общем-то, всем. Но большинство людей считают: "А, это касается только тех, кто уже совсем спился, алкоголиков. Тем, кто пьет умеренно, ничего не грозит". Ну что ж, алкоголизм - действительно, очень опасная болезнь, и ее разрушающее влияние на организм заметно всем. Это, так сказать, пик опасного воздействия алкоголя. Ведущий пишет вверху посередине доски слово "алкоголизм". Но кроме этого, могут ли у умеренно пьющего человека возникнуть и другие проблемы и сложности? Можете ли вы привести примеры? Обсуждение (3-5 мин.), в ходе которого участники называют разные факторы: болезни, ссоры и насилие в семье, проблемы на работе и в учебе, конфликты с законом, дорожные аварии, бедность, преступления, несчастные случаи и т.д. Ведущий записывает эти явления под словом "алкоголизм". После этого он обводит надписи линией, превращая текст в стилизованный рисунок. Мы видим, что алкоголизм - лишь верхушка айсберга, торчащая над водой и видная всем. Но "под водой" скрывается много других проблем и опасностей, связанных с употреблением алкоголя.
Как ты думаешь, возникают ли у него (нее) какие-то проблемы из-за употребления алкоголя? Если да, то назови, пожалуйста, три из них. Безнаркотическая вечеринка1. Упражнение "Позитивный Петя и негативная Надя"Можно давать миллион примеров позитивного взгляда на жизнь. Этот способ мыслить дает много преимуществ: ты больше нравишься людям, легче решаешь проблемы. А вот слово "но" часто представляет негативный способ мыслить.
Придумайте свои примеры негативных утверждений с "но", а потом попробуйте переделать их в позитивные с "и". Например, "Я бы хотел устроить празднование Дня рождения с друзьями без выпивки и сигарет, но..." Что показалось вам сложным в позитивном взгляде на вещи? 2. Упражнение "Развлечения на вечер"Как выглядит традиционное застолье, наверное, знает каждый - приходят гости, садятся вокруг накрытого стола, тосты, разговоры, потом споры, может и до драки дойти. Со своими друзьями хочется как-то отойти от стереотипов. Например, сделать шведский стол - в углу комнаты поставить посуду, еду, напитки. Пусть берут, кто что хочет, и ходят, общаются. Так можно избежать такой неудобной ситуации с тостами: именинник ждет, что все будут ему говорить что-то приятное, а гости смущаются и молчат. Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая будет формировать одну часть программы воображаемой вечеринки. Важно предложить хотя бы 3-5 различных игр, розыгрышей или развлечений. Итак, группы занимаются развлечениями, связанными с различными аспектами вечеринки (каждая отдельным заданием): 1) угощение (сервировка, сюрпризы, украшения) 2) приветствия и подарки (имениннику, каждому гостю) 3) организация общения (игры, как узнать друг друга лучше, конкурсы) (При презентации результатов весь класс выбирает самое смешное развлечение и самое реальное. Если ребята придумали игры с использованием интоксикантов, то ведущий предлагает обсудить "Всем ли участникам эта игра будет приятной, удобной?" Как ее можно провести без интоксикантов?) Стоит сказать нетДавайте попробуем представить себе несколько ситуаций. Например, ты идешь с дискотеки домой и видишь своего одноклассника. Он вдрызг пьян и ужасно себя чувствует. Ты знаешь, что у него очень строгие родители. Что ты будешь делать? Запиши три варианта твоих действий в этой ситуации (каждый пишет для себя отдельно): Что могло быть причиной именно таких твоих действий? Обсудите в группе, какой вариант действий вам кажется наилучшим в этой ситуации? (Обсуждение в малых группах) А теперь представьте, что вы - родители 15-летней дочери, которая вернулась с вечеринки пьяной. Что бы вы делали? Выберите один или два самых вероятных вариантов. Можете предложить свой.
Как вы думаете, реакция родителей будет отличаться в зависимости от того, девочка или мальчик пришли домой пьяными в 15 лет? Если бы это был парень, то какова была бы ваша реакция? Какую реакцию вам бы хотелось услышать от ваших родителей? Что для этого нужно сделать? А вот еще одна характерная ситуация. Предположим, вы решили не употреблять алкоголь. И вот, придя на вечеринку, один из людей, с которыми вы бы хотели поддерживать дружбу, настойчиво предлагает выпить. Что вы будете делать? Запишите три совета, как вежливо отказаться от предложения выпить (каждый записывает для себя 3-5 вариантов ответа. Затем, кто хочет, может выбрать один самый удачный вариант для всего класса) Разыграйте по ролям в парах или в маленьких подгруппах, как это можно сказать на практике. Поменяйтесь теперь ролями так, чтобы каждый побыл человеком, который говорит "нет". |
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |