SOBER-COOL, 
или журнал тех, кто не боится быть трезвым

Вверх ] Один урок - это очень мало ] Нужны ли для профилактики опросы и исследования ] Мы исходим из того, что... ] Одна встреча - одна мысль ] Какие уроки вредят ] [ Интерактивные занятия, что это? ] Структура занятия ] Примеры тематических уроков ]

Rambler's Top100
Главная
Подписаться на рассылку бюллетеня
История журнала
"Детский Листок Трезвости"
Рубрики

Выпуски Журнала

Обращение Редактора
Наши авторы
Контактный адрес
Подписаться на наш журнал

Ваши вопросы - наши ответы

Рассылка 'SOBER-COOL'

Каталог Детских Ресурсов  

Для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма

Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем

Rambler's Top100

Интерактивные занятия, что это?

Класс перед вами, вы уверены пока только в том, что вам с этим классом нужно провести вместе 45 минут. И вроде бы педагогическая практика есть, и группы доводилось вести... но ведь в данном случае вам предстоит отговорить их от смертельной угрозы… Да еще чтобы поверили. Что же делать? Начать увещевать, задавать вопросы?

Главное - сначала успокоиться. 

Если проанализировать формы обучения по их эффективности, то есть по уровню усвоения информации слушателями, то они распределяются приблизительно таким образом:

- Лекция - 5% (т.е из сказанного лектором только 5% информации задерживается в головах слушателей)
- Чтение - 10%
- Аудио-визуальное иллюстрирование - 20%
- Демонстрация, выставка - 30%
- Групповые дискуссии - 50%
- Активное обучение - 70%
- Обучение других, немедленное применение - 90%

Как видим, половину и больше из происходящего на уроках школьники воспримут и запомнят только в случае, если будут иметь возможность сами высказаться (групповая дискуссия), поспорить, убедить другого. Для того чтобы занятие стало по-настоящему взаимодействием, нам самим нужно избавиться от позиции Всезнайки, Оценщика или Шпиона.

Всезнайка - тот, кто сыпет фактами и данными по всем поводам. На начало любой сказанной другим фразы он выкрикивает "знаю, знаю" и начинает очередную часть заготовленной лекции. А ведь школьник младше, ему труднее формулировать мысль, он может не знать сложных слов. Однако он, а вовсе не педагог влияет на мнение сверстников, начинает или не начинает потреблять наркотики, руководствуясь банальными или трудно артикулируемыми представлениями.

Оценщик - человек, точно знающий, что хорошо и что плохо. Он непроизвольно заткнет рот любому одним своим красноречивым взглядом: "Как такое может происходить?!! Как вообще так можно думать?!!". И, скорее всего, на его уроке все детки будут прилежно твердить, что наркотики - это зло, вредно и нельзя. Стремление быть социально желаемым, отвечать так, как хочет учитель, в школьниках очень сильное. Чтобы услышать то, что они действительно думают, часто приходится прямо говорить о конфиденциальности разговора и объяснять: "Я знаю, что правильно думать. Меня же интересует, что вам самим кажется, что вы слышали, чему верите или нет".

Шпион вынюхивает и разузнает, берет на заметку, чтобы донести дирекции, родителям, записать в дневник, обратить пристальное внимание. Такие действия только подтверждают наличие линии фронта между взрослыми и детьми. Одни запрещают, другие нарушают запреты.

Если же идти в класс для того, чтобы получился диалог, нужно быть открытым и полезным, готовым учиться у ребят.

Задавая вопрос, можно рассчитывать на разную степень вовлечения школьников:

1) Вопрос всему классу. Тогда ответы выкрикивают самые активные, а остальные молчаливо соглашаются или осмеивают ответ. Таким образом можно быстро получить весь спектр вариантов ответов. Но в таком случае в разговор вовлечены только 5-6 человек из 25-30.

2) Вопрос для обсуждения в малых группах. В этом случае каждая группа (3-6 человек) имеет возможность обсудить ответы в течение нескольких минут (до 7-10 мин.). Высказывается больше людей, им легче говорить не для всего класса. Важно четко задавать рамки обсуждения ("Пусть выскажутся все") и результатов ("Группа должна представить свои 5-7 вариантов..."). Предлагается каждой группе выбрать того, кто будет озвучивать результаты всему классу. В обычном классе рекомендуем делить группы по желанию школьников.

3) Вопрос всем по кругу. Если коллектив, с которым вы работаете, состоит из 12-15 человек, то наилучшим способом вовлечь всех в дискуссию является вопрос по кругу. Тогда на него ответят все по очереди, а ведущий подведет итог. При всей эффективности такого метода, в школе он вряд ли может быть применен. 

Структура занятия

 

SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru

Hosted by uCoz