SOBER-COOL, |
|
Интерактивные занятия, что это?Класс перед вами, вы уверены пока только в том, что вам с этим классом нужно провести вместе 45 минут. И вроде бы педагогическая практика есть, и группы доводилось вести... но ведь в данном случае вам предстоит отговорить их от смертельной угрозы… Да еще чтобы поверили. Что же делать? Начать увещевать, задавать вопросы? Главное - сначала успокоиться. Если проанализировать формы обучения по их эффективности, то есть по уровню усвоения информации слушателями, то они распределяются приблизительно таким образом:
Как видим, половину и больше из происходящего на уроках школьники воспримут и запомнят только в случае, если будут иметь возможность сами высказаться (групповая дискуссия), поспорить, убедить другого. Для того чтобы занятие стало по-настоящему взаимодействием, нам самим нужно избавиться от позиции Всезнайки, Оценщика или Шпиона. Всезнайка - тот, кто сыпет фактами и данными по всем поводам. На начало любой сказанной другим фразы он выкрикивает "знаю, знаю" и начинает очередную часть заготовленной лекции. А ведь школьник младше, ему труднее формулировать мысль, он может не знать сложных слов. Однако он, а вовсе не педагог влияет на мнение сверстников, начинает или не начинает потреблять наркотики, руководствуясь банальными или трудно артикулируемыми представлениями. Оценщик - человек, точно знающий, что хорошо и что плохо. Он непроизвольно заткнет рот любому одним своим красноречивым взглядом: "Как такое может происходить?!! Как вообще так можно думать?!!". И, скорее всего, на его уроке все детки будут прилежно твердить, что наркотики - это зло, вредно и нельзя. Стремление быть социально желаемым, отвечать так, как хочет учитель, в школьниках очень сильное. Чтобы услышать то, что они действительно думают, часто приходится прямо говорить о конфиденциальности разговора и объяснять: "Я знаю, что правильно думать. Меня же интересует, что вам самим кажется, что вы слышали, чему верите или нет". Шпион вынюхивает и разузнает, берет на заметку, чтобы донести дирекции, родителям, записать в дневник, обратить пристальное внимание. Такие действия только подтверждают наличие линии фронта между взрослыми и детьми. Одни запрещают, другие нарушают запреты. Если же идти в класс для того, чтобы получился диалог, нужно быть открытым и полезным, готовым учиться у ребят. Задавая вопрос, можно рассчитывать на разную степень вовлечения школьников: 1) Вопрос всему классу. Тогда ответы выкрикивают самые активные, а остальные молчаливо соглашаются или осмеивают ответ. Таким образом можно быстро получить весь спектр вариантов ответов. Но в таком случае в разговор вовлечены только 5-6 человек из 25-30. 2) Вопрос для обсуждения в малых группах. В этом случае каждая группа (3-6 человек) имеет возможность обсудить ответы в течение нескольких минут (до 7-10 мин.). Высказывается больше людей, им легче говорить не для всего класса. Важно четко задавать рамки обсуждения ("Пусть выскажутся все") и результатов ("Группа должна представить свои 5-7 вариантов..."). Предлагается каждой группе выбрать того, кто будет озвучивать результаты всему классу. В обычном классе рекомендуем делить группы по желанию школьников. 3) Вопрос всем по кругу. Если коллектив, с которым вы работаете, состоит из 12-15 человек, то наилучшим способом вовлечь всех в дискуссию является вопрос по кругу. Тогда на него ответят все по очереди, а ведущий подведет итог. При всей эффективности такого метода, в школе он вряд ли может быть применен. |
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |