Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация

10. Отрезвление и утверждение трезвости в реальной политике и в теоретическом проектировании 

10.2. Заинтересованы ли сейчас в отрезвлении сильные мира сего?

Новейшая история знает примеры успешных осушительных и радикально ограничительных кампаний. Прежде всего, это "сухой закон" в России в 1914-1921 годах и американский "прогибшен" 1920-1932 годов. Связанные "родственными" узами (опытом российского "запрета" сенат США официально интересовался в 1915 году), оба "осушения" имели - и это главное! - общий причинный инвариант, а именно сильное влияние на власть непитейного капитала, заинтересованного в отрезвлении рабочей силы, при значительном ослаблении влиятельности капитала питейного в условиях войны, когда и правительства (российское в особенности) нуждались в трезвой армии. Характерно, что ограничения на торговлю спиртным были в годы первой мировой войны введены почти всеми воюющими странами. Это были обстоятельства ограничения предпринимательской свободы, чрезвычайщина в той или иной степени, ослабление некоторых демократических институтов, хотя и после соблюдения всех "правил игры", как, например, в США, где запретительная 18-я поправка к Конституции была принята после многолетней борьбы по всем демократическим правилам и при участии достаточно развитой трезвеннической общественности, чья деятельность была освящена именем Авраама Линкольна.

Наиболее существенно следующее: для целеустремленного, последовательного "осушения" необходимо наличие доминирующего влияния экономической и (или) политической силы антиалкогольной ориентации. Исключения и отступления от этой закономерности лишь подчеркивают его природу. Так, в годы Великой Отечественной войны наблюдалось резкое "осушение" тыла, в особенности в промышленности, когда при огромном дефиците рабочей силы люди работали на победу подчас круглосуточно, пребывая на предприятиях на казарменном положении. Для армии же водки не жалели, потому что не жалели людских ресурсов: Сталин полагал, что регулярное "воодушевление" пресловутыми боевыми ста граммами будет повышать настроение и хмельной кураж, выигрыш от чего превысит неизбежные человеческие потери из-за снижения во хмелю бдительности и элементарных боевых навыков.

Так или иначе, власть, "сильные" к принятию действенных мер по снижению потребления алкоголя всегда побуждались, прежде всего, сугубо утилитарными интересами - желанием повысить эффективность производства, а отнюдь не гуманитарными соображениями. В период первой мировой войны "отрезвление рабочих" (именно так, кстати, называлось серьезное обследование нескольких сотен промышленных предприятий центра России, проведенное обществом заводчиков и фабрикантов) дало очень ощутимую прибавку производительности труда - около 10 процентов. Этот показатель в 70-е годы был экстраполирован и пересчитан в современных абсолютных величинах ожидаемого эффекта академиком С.Г.Струмилиным и профессором М.Я.Сониным (196; 33). Строго говоря, экстраполяция не была слишком корректной, поскольку в военных условиях те 10 процентов были получены не только благодаря "отрезвлению рабочих", но и в результате перехода на непрерывную рабочую неделю и казарменный режим. Однако, в общем-целом прогноз был верен и активно использовался антиалкогольщиками в борьбе с "питейщиками"".

Соблазн десятипроцентной прибавки производительности труда был весомым козырем накануне последней российской антипитейной реформы - вот только не оказалось на этот раз подходящего "общества заводчиков и фабрикантов", а вскоре какой-либо крупномасштабный сравнительный анализ влияния фактора отрезвления потерял актуальность из-за крутого слома отечественной экономики и потери условий принципиальной сравнимости показателей. И хотя некоторые нынешние антиалкогольщики в угрожающей алкогольной ситуации середины 1990-х (эта ситуация анализируется в приложении, написанном А.В.Немцовым) продолжают еще по инерции пользоваться как "десятипроцентным аргументом", так и другими доводами о возможной выгоде в результате отрезвления производственных процессов, но кому это сейчас интересно?

Случилось худшее - исчезла вообще экономическая заинтересованность в массовом отрезвлении. В России она сейчас усугублена общим кризисом экономики, катастрофическим падением производства, низким спросом на живой труд. Но это пройдет, а ненужность отрезвления живого труда сохранится - как результат действия современных закономерностей индустриального и постиндустриального общества. Тем более - информационного, когда потребность в живом труде стремительно падает. Уже сейчас, по разным подсчетам, все необходимое для человечества может произвести одна четвертая или даже одна десятая часть занятого населения. Остальные - лишние. И, к сожалению, мы пока что живем в мире, где лишние для производства оказываются лишними и на празднике жизни.

С началом экономического подъема в России, переходом производства на высокие технологии будет - в соответствии с мировой тенденцией - падать и заинтересованность отечественного капитала и выражающей его интересы власти в отрезвлении рабочей силы: будет хватать более или менее трезвых - пьющих же, реально или потенциально вредных для производства, проще выгнать, чем спасать. Наивно надеяться на то, что в ближайшее время отношение власть придержащих (аналогично: капитал придержащих) к людям как всего лишь к трудовым ресурсам отойдет в прошлое и утвердится на гуманитарных принципах, то есть станет именно гуманным, а не утилитарным. Поэтому наивно надеяться и на поддержку современными государствами благородной инициативы ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 году!" (Кстати, провозглашена Великой хартией здравоохранения в 1978 году в бывшем СССР, в Алма-Ате).

Пессимистический (будем смотреть правде в глаза!) прогноз опирается на то, что в обозримом будущем, при непременной стабильности нынешних капиталистических стран и при нынешней демократии уровень потребления алкоголя будет колебаться в пределах 5 - 15 литров абсолютного этанола на душу: этот уровень будет достаточен для существования питейного капитала, для пополнения государственной казны и в то же время не столь велик, чтобы его разрушительные для общества и государства последствия не могли быть удержаны в приемлемых границах карательной системой. Нынешним развитым странам и нынешним правовым (становящимся правовыми) государствам ничуть не жаль будет заплатить за сохранение такого статус-кво цену в миллионы жизней и индивидуальных трагедий. "Трагичным является ... то, что мы должны жить в этом несимпатичном и нездоровом современном государстве и надеяться преобразовать его в культурное государство", - писал Альберт Швейцер (224; 236). Он, правда, на это надеялся, хотя признавал и то, "что, судя по опыту истории, государство не может существовать в условиях правдивости, справедливости и этических норм" (224; 237). Да, Швейцер верил и надеялся, хотя - характерное признание! - исходил из "той глубокой наивности, когда представляют себе государство как управляемое этическими и культурными идеалами", полагался "на силу морали, вытекающей из благоговения перед жизнью" (224; 237).

Приверженность иллюзиям, свойственная гениям вроде Вернадского, Тейяра, Швейцера, которые - при всей своей гениальности, но под влиянием именно своего невостребованного благородства - спотыкались о кочки политической реальности, побуждает и нас, их читателей и почитателей, заниматься не только реальной, то есть действительно возможной политикой, но и реально-идеальным (sic !) политическим проектированием, то есть таким проектированием целесообразной стратегии, которая только и может обеспечить достижение поставленной цели, коли она признается соответствующей общественному благу. Соглашаясь с тем, что политика - это искусство возможного, в политическом проектировании необходимо помнить о границах поклонения возможному. В свое время М.Е.Салтыков-Щедрин достаточно убедительно показал, что подчинение принципу "по возможности" чревато поклонением правилу "применительно к подлости".

Этой подлостью мы сыты по горло. Вот почему полезно - хотя бы и не для ближайшего будущего, но в расчете на "государство, управляемое этическими и культурными идеалами" - представить гипотетическую развертку запрета на всякую вредную деятельность.

 

10.1. Слабость на слабость дает... двойную слабость

Содержание

 10.3. Для борьбы за трезвость нужны фундаментальные правовые основания

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz