С.Н.Шевердин.
Питейная традиция и современная цивилизация
4. Алкоголь и питейная традиция в контексте первых шагов культурогенеза
4.2. Как случайность стала закономерностью
Контакт человека с алкогольсодержащими жидкостями случаен в том смысле, что ненамерен, что наш предок не замышлял изготовить "нечто опьяняющее". Вопреки абстрактному аргументу сторонников выпивки: дескать, раз человечество пьет несколько тысячелетий, то значит это было и есть необходимо, отмечу, что роль случайности в возникновении социокультурной эволюции вообще великая, если не сказать - определяющая (99). Таково, в частности, приручение огня, " волшебным образом" вызванного в сухой траве искрами, отлетавшими от камней при их обработке.
Итак, человек случайно обнаружил сброженную жижу - так сказать, прапиво или правино. О том, чтобы отказаться от употребления ее для пищи, конечно, не могло быть и речи. И вкусили этого напитка, разумеется, сообща: скорее всего, первобытный человек уже не знал или почти не знал индивидуального принятия пищи, свойственного животным (оно, видимо, исчезло уже на стадии собирательства) и еще не знал человечески индивидуальных еды, питья. И, по-видимому, достаточно было немногих повторений, чтобы такие коллективные возлияния приобрели чрезвычайное значение, совсем не равнозначное утолению голода или жажды (современное нелепое объяснения любителя пива, что он пьет его, потому что оно утоляет жажду лучше, чем вода, хотя воды ему хватило бы стакана, а пива требуется... две кружки или банки, от нашего предка мы не услышали бы, если бы могли спросить). Для того чтобы это понять, достаточно познакомиться с современными представлениями этнографов, антропологов, психологов, философов о первобытном сознании. Оно понимается: как верящее чрезвычайно живо и твердо в объективность человеческих призрачных образов, являющихся... под влиянием умственного возбуждения и при употреблении наркотических средств (200; 222); как дологическое мышление по законам фантазии (155; 196); как галлюцинаторное (151; 467); как содержащее трепетное или экстатическое восприятие бессмыслицы (151; 471); как чрезвычайно внушаемое (150; 15-20); как "коллективные представления", образованные посредством не общения, а простого "сцепления" волевых, эмоциональных и познавательных элементов опыта (197; 41); как общее переживание родства и как стимул действий под непосредственным влиянием внешнего раздражения, при минимуме контроля со стороны рассудка (205; 16, 34) и т. п.
При всех различиях (для узкого специалиста очень существенных) перечисленных характеристик и черт все они вместе и каждая в отдельности помогают понять, почему алкоголь был принят первобытным сознанием как свой и почему его употребление - вне всякого сомнения коллективно-обрядовое, крайне необходимое - стало регулярным, традиционным.