|
|
С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация3. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ3.4. Фундаментальные исходные идеи и базовые понятияИз различных концепций культуры наиболее убедительной и , к тому же, более соответствующей целям анализа питейной традиции, мне представляется концепция Э.С.Маркаряна (106, 107). Понимая культуру как способ самоорганизации общества, он связывает последнюю с фундаментальным свойством самоорганизующихся систем, а именно адаптивностью, то есть способностью "приводить себя в соответствие с изменяющимися условиями среды для самосохранения" (108; 3-4). Чуть ниже мы как раз и убедимся, почему и каким образом после того, как антропогенез исчерпал свои приспособительные возможности, на смену ему пришел культурогенез, породивший разные элементы культуры, включая питейную культуральную традицию. В конце книги снова придется взять разбег от категории "культурогенез" в связи с рассмотрением проблемы трезвенической инновации как соперницы питейной традиции. Я убежден, что задачу утверждения трезвости можно решить, только поставив ее как задачу культурогенеза - остальные подходы ( политический, психологический, педагогический) оказываются узки, хотя и необходимы ( необходимы, но не достаточны). Определяясь, какую медико-биологическую теорию избрать для своего анализа, я нашел наиболее интересной и продуктивной "доктрину адаптивного реагирования" В.П. Петленко и Ю.П.Лисицына (102). Авторы ее считают, что "детерминирующие факторы - а ведущими детерминантами здоровья они называют факторы социальные (образ жизни человека) - всегда специфически преломляются через внутренние психосоматические системы отражения" (102; 6). Этот тезис мне показался полезным и продуктивным еще и потому, что наиболее подходящей для анализа психологии питейного поведения мне представляется концепция поведенческих диспозиций, разработанная В.А.Ядовым и его сотрудниками (167). Они установили сложность диспозиционных структур, как они назвали эти регулирующие поведение образования в сознании личности, их связь с внешними ситуациями и влияние на мотивацию поведения. На этой основе Ядов считает возможным прогнозирование индивидуального поведения. Между тремя названными концепциями замечается не только смысловое, но и лексическое соответствие. Значит, на их основе возможно представить закономерности изживания питейного поведения, а также закономерности формирования трезвенного поведения в рамках культурогенеза, становления трезвенической инновации. 3.5. Замечания о терминахОчевидно, уже замечено, что одно из самых исходных понятий "культура" употребляется мной не в обиходном его значении, когда " культура" почти равнозначна "культурности", то есть обозначает уважаемое положительное качество. Однако из научного оборота такая интерпретация термина исчезает: здесь культурой называется, так сказать, все, что не природа - поэтому наука рассматривает, например, культуру преступного мир, питейную культуру, прочие совокупности форм поведения, обычаев, ценностей и т. п., о которых не скажешь, что они имеют признаки культурности. Соответственно этому возникают трудности и с определением "культурный", которое означает в нашей речи хорошее качество. Режет ухо, например, словосочетание "культурные факторы", хотя они и существуют. Вот почему целесообразнее, как мне представляется, и как буду поступать в дальнейшем, употреблять новое определение, изредка встречающееся в научной литературе, - культуральный. Удобен для изложения и термин, введенный в обращение, по-видимому, Ст.Лемом, - культурема (99; 57). Он лишь непривычен, хотя скопирован с уже привычных: идеологема, мифологема, обозначающих единицы соответственно идеологий и мифологий. Привьется и "культурема", что позволит избегать перечней видов культурем, или атомов, кирпичиков культуры, по словам того же Лема, к каким относятся: обычаи, обряды, ритуалы, стереотипы, образцы поведения, культуральные ценности и т. п.
|
|