SOBER-COOL, |
|
Спорт без табакаСовсем недавно мне довелось участвовать в переводе брошюры Всемирной Организации Здравоохранения "Спорт без табака", и некоторые идеи, высказанные в ней, прямо-таки произвели на меня впечатление, поэтому мне хотелось бы поделиться с нашими читателями некоторыми выдержками из этой брошюры. По-моему, это звучит на самом деле убедительно. На этой странице вы видите "урезанную" версию перевода брошюра - такую, как для печатной версии. Полный перевод вы можете прочитать здесь.
Есть проблемаГлобальный обманЧто нужно делать, чтобы продвигать на рынок товар, убивающий половину потребителей? Какими наслаждениями вы должны искушать своих потребителей, чтобы они оказались зависимыми уже в раннем возрасте, иногда лет в девять? Как нужно упаковать смерть, чтобы она выглядела жизнью, болезнь - здоровьем, а смертельная зависимость - вкусом свободы и праздником жизни? Не стоит заглядывать дальше, чем на ближайшую игровую площадку, или на майку на спине вашего любимого спортсмена, или на обувь, сумку или куртку. Не стоит заглядывать дальше, чем в документы самих табачных компаний, которые расскажут, как они раскручивали смерть на игровых площадках для ничего не подозревающих детей. А табачные компании говорят, что они не хотят распространять сигареты среди молодежи, и даже проводят лекции для родителей и учителей о том, как им быть более вовлеченными в предотвращение молодежного курения. Но чьим примерам последуют подростки - учителей или автогонщиков? Родителей или спортивных суперзвезд? Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) говорит, что потребление табака - это заразная болезнь, распространяемая через рекламу и спонсорство. Возможно, наиболее пагубную форму этого направления маркетинга можно обнаружить на стадионах и спортивных аренах во всем мире. Табачные компании вкачивают сотни миллионов долларов каждый год в поддержку спортивных мероприятий во всем мире. В одних только Соединенных Штатах Америки, согласно данным Федеральной Торговой Комиссии, в 1999 году основные местные компании, производящие сигареты, сообщили о расходовании 113,6 миллионов долларов на спорт и спортивные события. В странах, где прямая реклама табака запрещена законом, спонсорство спорта превращается в циничную манипуляцию национальными законами. Подсчитано, что, несмотря на федеральный запрет рекламы табака на телевидении в США, затраты табачных компаний на рекламу по телевидению посредством рекламы спонсируемых ими спортивных гонок эквивалентны более чем 150 миллионам долларов. Гонки "Формула Один" были описана как: " ... идеальный спорт для спонсорства. Они имеют всемирное телевизионное освещение. … После футбола это самый многонациональный спорт. Он получил такой глобальный отклик, глобальное гостеприимство, глобальное освещение в прессе и 600 миллионов зрителей по телевидению в течение каждых двух недель… Это мужество, это восхищение, это цвет, это интернациональность, это очарование… Они там, чтобы создавать наглядность. Они там, чтобы продавать сигареты". Табачные компании утверждают, что они спонсируют спортивные состязания из чувства филантропического долга. Их внутренние документы, однако, рассказывают о другом. Это говорится, например, во внутренней записке R.J. Reynolds от 1989 года: "Мы работаем в табачной индустрии, а не в спортивной. Мы используем спортивные состязания как путь для рекламы наших изделий." И это не пустое бахвальство. Когда индийский филиал British American Tobacco (BAT) поддержал Чемпионат Мира по Крикету в Индии в 1996 году, исследование показало, что курение среди индийских подростков увеличилось впятеро. Там также было отмечено заметное увеличение распространенности ложных представлений относительно спортивного превосходства и курения. Табачные компании полагают, что если они разместят свои эмблемы и лозунги на достаточном количестве спортсменов и спортсменок, на достаточном количестве стадионов, то тогда люди будут введены в заблуждение и решат, что курение не так уж и плохо. Если курение будет достаточно тесно связано со спортом, то люди подумают, что оно имеет отношение к тем же вещам, что и спорт: к здоровью, радости, хорошей физической форме. Обман - публике. Прибыль - компаниям. А с бременем смертей и болезней должны справляться страны. Табачные компании знают точно, сколько курильщиков они могут получить за каждый доллар, потраченный на рекламу на спортивной арене. "Мы не разбрасываем деньги на ветер. Мы вошли в это дело, тщательно оценив ситуацию. Пресса построила образ гоночного спорта как быстрого, восхитительного, модного и молодого, если вы хотите, молодого сердцем. Вот, на кого мы нацеливаемся на местных рынках и, судя по всему, мы попадаем в цель," - сказал Гордон Ватсон, представитель Бритиш Америкен Тобакко (Би-Эй-Ти), процитированный в газете "South China Morning Post" в 1984 году. Компания попала в цель, но и уровни смертности - тоже. Как показали новые исследования, приблизительно двадцатью годами позже одна треть китайских мужчин, которым сейчас менее 29 лет, преждевременно умрет от связанных с табаком заболеваний. Из 8,4 миллионов смертей от табака, которые произойдут в 2020 году, семь из десяти произойдут в развивающихся странах. Глобальное обращениеСпорт - это праздник жизни. От импровизированной игры в парке, школьных команд и местных соревнований до национальных первенств, чемпионатов мира и Олимпийских игр - спорт вдохновляет здоровый образ жизни, здоровую состязательность и радость. Табачные изделия, с другой стороны, вовсе не празднуют жизнь - они причиняют болезни и смерть. Табак ежегодно убивает более четырех миллионов людей и, согласно оценкам, будет ежегодно убивать 8,4 миллиона человек к 2020 году. Для профессионального атлета, потребление табака снижает спортивные показатели и может привести к окончанию карьеры. Даже для людей, которые занимаются спортом менее серьезно - просто играют со своими детьми, в футбол с друзьями в выходные дни или участвуют в благотворительных забегах - курение может заметно повлиять и на их способности. В одном исследовании было показано, что из 4100 регулярных бегунов, принявших участие в ежегодном 16-километровом забеге, курильщики бежали явно медленнее, чем некурящие. Оценки показали, что с каждой выкуриваемой в день сигаретой время увеличивалось на 40 секунд. Для спортивных команд табачная реклама и спонсорство могут противоречить идеалам здоровья и справедливой игры, воплощаемых на спортивных состязаниях. Для компаний, которые спонсируют спортивные состязания вместе с табачными компаниями, репутация этих торговцев опасными товарами неизбежно накладывается на их собственные изделия. Короче говоря, табак и спорт несовместимы. Многие из атлетов, спортивных болельщиков и зрителей - молодые люди. Данные недавних исследований показывают, что треть молодых курильщиков начали курить в возрасте до десяти лет, а подавляющее большинство взрослых курильщиков закурили, когда им было меньше 18. Потребление табака молодыми людьми растет во многих частях мира. Большинство людей, начавших курить в столь молодом возрасте, очень рано становятся зависимыми от никотина. Табачные компании заявляют о том, что их действия не нацелены на молодежь, но практически они добиваются того, что спонсорство и реклама процветают на событиях, посещаемых молодежью и привлекательных для нее. Спортивные свитера и кепки, сумки и футболки, поля и стадионы, автомобили и спортивное оборудование, несущее эмблемы табачных марок, создают положительную ассоциацию между табаком и силой, скоростью, изяществом, успехом, радостью и волнением спортивных состязаний. Доказательства существуют - факты о здоровьеПотребление табака влияет на спортивную форму и физическое здоровьеОбщеизвестно, что табак убивает. Фактически, он убивает половину своих долговременных потребителей. Менее известным является факт, что табак влияет на возможность людей полноценно проживать свою повседневную жизнь, особенно когда речь идет о занятиях спортом или другой физической активности. Помимо долгосрочного влияния на здоровье, потребление табака может оказывать краткосрочные эффекты, особенно на функцию легких, а также на мышечную силу и картину сна. Многие исследования показывают, что курильщики обладают меньшими возможностями, чем некурящие, принять участие в спортивных состязаниях любого уровня, от международного элитного до любительского. Действие курения также затрудняет нормальную активную ежедневную жизнь, например, курильщику может быть труднее подняться по лестнице или добежать до автобуса. Многочисленные исследования показывают, что курильщики физически хуже подготовлены, чем некурящие. Например, в большом исследовании армейских новобранцев, курильщики вдвое чаще были не в состоянии завершить базовый курс подготовки по сравнению с некурящими. В исследованиях, включавших упражнения на выносливость, состояние истощения сил наступало у курильщиков ранее, чем у некурящих, и курильщики извлекали меньше пользы из тренировок. Одно исследование показало, что из 6500 19-летних армейских призывников, курильщики пробегали намного меньшее расстояние за 12 минут по сравнению с некурящими, и чем больше сигарет они выкуривали в день, чем большей была продолжительность курения, тем короче было это расстояние. Те же самые новобранцы из некурящих пробегали спринт на 80 метров за значительно более короткое время, чем курильщики. В уже упоминавшемся исследовании 4100 регулярных бегунов, которые приняли участие в ежегодном 16-километровом пробеге, курильщики были стабильно медленнее. По мнению авторов, курение 20 сигарет в день увеличивало время, необходимое для преодоления 16-километровой дистанции в той же мере, как 12 лет жизни (то есть 30-летнему курильщику требовалось, в среднем, такое же время, как 42-летнему некурящему), или уничтожало выносливость, приобретаемую в результате пробега 20 километров в неделю. Другие исследования показали, что курение также воздействует и на краткосрочные упражнения. Регулярные курильщики имеют вдвое большую вероятность прекратить тестовые упражнение на бегущей дорожке из-за признаков истощения, усталости, одышки и боли в ногах, чем некурящие. Эти неудобства непосредственно связаны с продолжительностью курения и числом выкуриваемых сигарет. Помимо воздействия потребления табака на функцию легких, исследования также обнаружили, что оно влияет и на иные спортивные способности. Например, исследование 1998 года показало, что молодые взрослые курильщики (возраст 19-30 лет) имели меньшую мышечную силу и гибкость, чем некурящие. Другое исследование 1982 года обнаружило, что курящие спортсмены страдали нарушениями картины сна и предъявляли другие жалобы на плохое здоровье. Чем дольше человек курит, тем больше риск необратимого повреждения дыхательных путей и легких. Однако отказ от курения может уменьшить степень ухудшения функции легкого, вызванного курением. Одно проведенное в США исследование показало, что среди бывших курильщиков в возрасте 45-55 лет функции легкого улучшилась в течение пяти лет. Другое перспективное исследование более 5 тысяч мужчин и женщин в возрасте 65 лет и старше установило, что бывшие курильщики, даже если они бросали курить после 60 лет, имели лучшие показатели функции легких, чем те, кто продолжали курить. Это уже происходитСпортивные состязания без табакаНекоторые люди боятся, что отмена табачного спонсорства повредит тем видам спорта, которые в настоящее время усиленно спонсируются табачными марками. Однако, имеются свидетельства, что дело обстоит не так - многие виды спорта добровольно отказались от денег табачных спонсоров, включая Олимпийские Игры и Чемпионат Мира по футболу - два самых больших спортивных события в мире. В результате они не пострадали в финансовом плане. Имеется также много примеров спортивных команд, спортивных федераций и стран, которые решили добровольно покончить с табачным спонсорством. Начиная с конца 1980-ых, Олимпийское движение стало свободным от табака. Международная Федерация Футбольных Ассоциаций, ФИФА, руководящий всемирный орган футбола, отказалась принимать табачное спонсорство в любом из ее соревнований, начиная с 1987 года. УЕФА, руководящий европейский орган футбола, заняла аналогичную позицию. В обоих случаях не произошло никакого заметного воздействия на финансовую жизнеспособность соревнований, а футбол вообще переживал беспрецедентный финансовый успех в 1990-х годах. В 1992 году по инициативе Австралийского федерального правительства было принято законодательство, запрещающее табачное спонсорство спортивных событий на национальном уровне и в отдельных штатах. Нет никаких доказательств того, что запрет рекламы и спонсорства табачных компании на спортивных соревнованиях повредили австралийским спортсменам или спортивным организациям, как с точки зрения увеличения их дохода, так и сточки зрения спортивных достижений. Это вовсе не повредило спорту, все данные свидетельствуют о прямо противоположном: совместное спонсорство спорта в Австралии стало рекордным и продолжает расти. С тех пор как в 1996 году вступил в силу федеральный запрет на табачную рекламу и спонсорство, совместная поддержка австралийского спорта повысилась с 350 миллионов долларов США в год до 700 миллионов долларов США в 2000 году (исключая спонсорство Олимпийских Игр), что составляет рост на 45% Наиболее заметным фактом спонсирования австралийского спорта было спонсорство Сборной Австралии по крикету маркой сигарет Benson & Hedges. С тех пор как это спонсорство прекратилось, возросли как доходы Австралийского Совета по Крикету, так и успехи на поле Сборной Австралии по Крикету, которая успешно проводит матчи различного уровня. Спорт не понес никакого ущерба, исчезновение "легких табачных денег" заставило спортивных администраторов узнавать больше о реальном коммерческом значении их спортивных состязаний и проявлять больше творчества в маркетинге их соревнований коммерческим спонсорам. Нет никаких доказательств того, что запрет табачного спонсорства повредил бы спорту. Успех спортивных состязаний, которые перестали связывать себя с табаком, говорит о том, что спорту просто не нужны табачные деньги. Табачная индустрия использует спонсорство спорта в качестве способа обойти национальные ограничения на рекламу табака. Множество примеров говорит о том, что табачным компаниям нельзя доверять самостоятельно и ответственно регулировать свою деятельность. Единственным эффективным путем вперед в этом вопросе для правительств является принятие законов, которые запретят табачное спонсорство спорта. Настал момент изгнать табак из спортивных состязаний. Всесторонний запрет табачной рекламы и спонсорства является одним из способов достигнуть этой цели. 191 Государство - члены Всемирной Организации Здравоохранения, в настоящее время ведут переговоры об этих и других важных проблемах при разработке первого юридически выполнимого соглашения относительно табака, Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком. У нас есть решениеВостребование здоровьяСпортивные федерации и спортсмены во всем мире знают, что табак несовместим с их ценностями и их здоровьем. Атлеты гордятся своей силой, навыками, самоотверженностью и способностью служить в качестве положительных образцов для подражания для всего общества. Они хотят положить конец табачным манипуляциям спортивных состязаний. Страны хотят востребовать свое право защитить здоровье. 191 Государство - члены ВОЗ ведут переговоры о глобальном соглашении здравоохранения, чтобы снизить число связанных с табаком смертей. Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком (РККТ) объединит науку и экономику с законодательством и регулированием и, в некоторых случаях, с судебным разбирательством. Она будет искать глобальные и национальные решения таких проблем, как глобальная реклама или контрабанда табака, - проблем, которые не признают национальных, культурных, возрастных и социально-экономических границ. Фактически РККТ - это призыв к международному критическому исследованию и ответственности, которые обычно сопровождают свободно доступное потребительское изделие на международном рынке. Под давлением этого глобального призыва покончить с обманом и смертями табачные компании теперь обещают ввести в действие "Международные Стандарты Табачного Маркетинга". Они предлагают, чтобы этим стандартам подчинялись только на добровольной основе, а реклама была нацелена только на взрослых курильщиков. ВОЗ говорит, что ни одна страна не преуспела в создании правил - особенно таких, которые выполняются на добровольной основе, - которые ограничивают детский доступ к табачной рекламе при разрешении рекламы, нацеленной на взрослых курильщиков. Саморегулирование неизменно потерпит неудачу, потому что оно не является предпосылкой к успеху - табачные компании знают это, равно как теперь и весь остальной мир. Спорт без табака - играйте чистоВ ответ на глобальный призыв к действию ВОЗ и ее партнеры начинают кампанию по очистке спорта от всех форм табака: потребления и подверженности вторичному дыму, рекламы, пропаганды и маркетинга сигарет. Центр Контроля заболеваемости и профилактики США, Международный Олимпийский Комитет, Международная Федерация Футбольных Ассоциаций (ФИФА), Международная автомобильная федерация ФИА, Олимпийская Помощь и другие региональные и местные спортивные организации присоединились к ВОЗ в этой кампании за Спорт Без Табака. Мероприятия, свободные от табака, были организованы во всем мире, включая Зимние Олимпийские Игры в Солт-Лейк-Сити в США в 2002 году и Чемпионат Мира по Футболу 2002 года в Республике Корея и Японии. Атлеты, спортивные организации, национальные и местные спортивные власти, школьные и университетские спортивные группы, спортивные средства массовой информации и все заинтересованные в физической активности, приглашаются присоединиться к этой кампании за Спорт без табака. ВОЗ призывает людей повсюду отстаивать свое право на здоровье и здоровую жизнь и защищать будущие поколения от предотвратимых смертей и болезней, вызываемых табаком. |
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |