SOBER-COOL, 
или журнал тех, кто не боится быть трезвым

Вверх ] [ Спорт без табака ] На подростковое курение оказывают влияние друзья и семья ] Кинематограф влияет на курение подростков ] Разговоры о курении ] Курение родителей влияет на интеллект детей ] Борьба с пассивным курением приносит плоды ]

Rambler's Top100
Главная
Подписаться на рассылку бюллетеня
История журнала
"Детский Листок Трезвости"
Рубрики

Выпуски Журнала

Обращение Редактора
Наши авторы
Контактный адрес
Подписаться на наш журнал

Ваши вопросы - наши ответы

Рассылка 'SOBER-COOL'

Каталог Детских Ресурсов  

Для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма

Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем

Rambler's Top100

Спорт без табака

Это перевод брошюры Всемирной Организации здравоохранения Tobacco-free sports. В журнале были опубликованы выдержки из этой брошюры, здесь вы можете увидеть полный вариант.

31 мая - Всемирный день без табака 

Всемирный день без табака ежегодно празднуется во всем мире 31 мая. Государства - члены Всемирной Организации Здравоохранения учредили Всемирный день без табака в 1987 году, чтобы привлечь глобальное внимание к табачной эпидемии и поддающимся предотвращению смертям и болезням, которые она вызывает.

Это ежегодное событие информирует общественность об опасностях потребления табака, методах продвижения товара, используемых табачными компаниями, о том, что делает ВОЗ для борьбы с табачной эпидемией, и что люди во всем мире могут сделать, чтобы добиваться своего права на здоровье и здоровую жизнь и защитить будущие поколения.

Есть проблема 

Глобальный обман

Что нужно делать, чтобы продвигать на рынок товар, убивающий половину потребителей? Какими наслаждениями вы должны искушать своих потребителей, чтобы они оказались зависимыми уже в раннем возрасте, иногда лет в девять? Как нужно упаковать смерть, чтобы она выглядела жизнью, болезнь - здоровьем, а смертельная зависимость - вкусом свободы и праздником жизни?

Не стоит заглядывать дальше, чем на ближайшую игровую площадку, или на майку на спине вашего любимого спортсмена, или на обувь, сумку или куртку. Не стоит заглядывать дальше, чем в документы самих табачных компаний, которые расскажут, как они раскручивали смерть на игровых площадках для ничего не подозревающих детей. А табачные компании говорят, что они не хотят распространять сигареты среди молодежи, и даже проводят лекции для родителей и учителей о том, как им быть более вовлеченными в предотвращение молодежного курения. Но чьим примерам последуют подростки - учителей или автогонщиков? Родителей или спортивных суперзвезд?

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) говорит, что потребление табака - это заразная болезнь, распространяемая через рекламу и спонсорство. Возможно, наиболее пагубную форму этого направления маркетинга можно обнаружить на стадионах и спортивных аренах во всем мире.

Табачные компании вкачивают сотни миллионов долларов каждый год в поддержку спортивных мероприятий во всем мире. В одних только Соединенных Штатах Америки, согласно данным Федеральной Торговой Комиссии, в 1999 году основные местные компании, производящие сигареты, сообщили о расходовании 113,6 миллионов долларов на спорт и спортивные события. В странах, где прямая реклама табака запрещена законом, спонсорство спорта превращается в циничную манипуляцию национальными законами. Подсчитано, что, несмотря на федеральный запрет рекламы табака на телевидении в США, затраты табачных компаний на рекламу по телевидению посредством рекламы спонсируемых ими спортивных гонок эквивалентны более чем 150 миллионам долларов. Гонки "Формула Один" были описана как: " ... идеальный спорт для спонсорства. Они имеют всемирное телевизионное освещение. Это 10-месячные соревнования, в процессе которых проходит шестнадцать гонок в четырнадцати странах с водителями шестнадцати национальностей. После футбола это самый многонациональный спорт. Он получил такой глобальный отклик, глобальное гостеприимство, глобальное освещение в прессе и 600 миллионов зрителей по телевидению в течение каждых двух недель… Это мужество, это восхищение, это цвет, это интернациональность, это очарование… Они там, чтобы создавать наглядность. Они там, чтобы продавать сигареты".

Табачные компании утверждают, что они спонсируют спортивные состязания из чувства филантропического долга. Их внутренние документы, однако, рассказывают о другом.

Это говорится, например, во внутренней записке R.J. Reynolds от 1989 года: "Мы работаем в табачной индустрии, а не в спортивной. Мы используем спортивные состязания как путь для рекламы наших изделий. Мы можем прийти в данную область, если, проведя рекламу на спортивном соревновании и исследовав наши продажи во время и после соревнований, мы увидели рост продаж." 

И это не пустое бахвальство. Когда индийский филиал British American Tobacco (BAT) поддержал Чемпионат Мира по Крикету в Индии в 1996 году, исследование показало, что курение среди индийских подростков увеличилось впятеро. Там также было отмечено заметное увеличение распространенности ложных представлений относительно спортивного превосходства и курения. Табачные компании полагают, что если они разместят свои эмблемы и лозунги на достаточном количестве спортсменов и спортсменок, на достаточном количестве стадионов, то тогда люди будут введены в заблуждение и решат, что курение не так уж и плохо. Если курение будет достаточно тесно связано со спортом, то люди подумают, что оно имеет отношение к тем же вещам, что и спорт: к здоровью, радости, хорошей физической форме.

Обман - публике. Прибыль - компаниям. А с бременем смертей и болезней должны справляться страны. Табачные компании знают точно, сколько курильщиков они могут получить за каждый доллар, потраченный на рекламу на спортивной арене. "Мы не разбрасываем деньги на ветер. Мы вошли в это дело, тщательно оценив ситуацию. Пресса построила образ гоночного спорта как быстрого, восхитительного, модного и молодого, если вы хотите, молодого сердцем. Вот, на кого мы нацеливаемся на местных рынках и, судя по всему, мы попадаем в цель," - сказал Гордон Ватсон, представитель Бритиш Америкен Тобакко (Би-Эй-Ти), процитированный в газете "South China Morning Post" в 1984 году.

Компания попала в цель, но и уровни смертности - тоже. Как показали новые исследования, приблизительно двадцатью годами позже одна треть китайских мужчин, которым сейчас менее 29 лет, преждевременно умрет от связанных с табаком заболеваний. Из 8,4 миллионов смертей от табака, которые произойдут в 2020 году, семь из десяти произойдут в развивающихся странах.

Глобальное обращение

Спорт - это праздник жизни. От импровизированной игры в парке, школьных команд и местных соревнований до национальных первенств, чемпионатов мира и Олимпийских игр - спорт вдохновляет здоровый образ жизни, здоровую состязательность и радость.

Табачные изделия, с другой стороны, вовсе не празднуют жизнь - они причиняют болезни и смерть. Табак ежегодно убивает более четырех миллионов людей и, согласно оценкам, будет ежегодно убивать 8,4 миллиона человек к 2020 году.

Для профессионального атлета, потребление табака снижает спортивные показатели и может привести к окончанию карьеры. Даже для людей, которые занимаются спортом менее серьезно - просто играют со своими детьми, в футбол с друзьями в выходные дни или участвуют в благотворительных забегах - курение может заметно повлиять и на их способности. В одном исследовании было показано, что из 4100 регулярных бегунов, принявших участие в ежегодном 16-километровом забеге, курильщики бежали явно медленнее, чем некурящие. Оценки показали, что с каждой выкуриваемой в день сигаретой время увеличивалось на 40 секунд. Курение уменьшает жизненную емкость легких, увеличивает время на восстановление сил и уничтожает выгоды от занятий спортом.

Для спортивного болельщика использование табака и подверженность действию вторичного дыма приводит к развитию заболеваний и уменьшает получаемое от игры удовольствие. Для спортивных команд табачная реклама и спонсорство могут противоречить идеалам здоровья и справедливой игры, воплощаемых на спортивных состязаниях. Для компаний, которые спонсируют спортивные состязания вместе с табачными компаниями, репутация этих торговцев опасными товарами неизбежно накладывается на их собственные изделия. Короче говоря, табак и спорт несовместимы.

Многие из атлетов, спортивных болельщиков и зрителей - молодые люди. Данные недавних исследований показывают, что треть молодых курильщиков начали курить в возрасте до десяти лет, а подавляющее большинство взрослых курильщиков закурили, когда им было меньше 18. Потребление табака молодыми людьми растет во многих частях мира. Большинство людей, начавших курить в столь молодом возрасте, очень рано становятся зависимыми от никотина.

Табачные компании заявляют о том, что их действия не нацелены на молодежь, но практически они добиваются того, что спонсорство и реклама процветают на событиях, посещаемых молодежью и привлекательных для нее. Спортивные свитера и кепки, сумки и футболки, поля и стадионы, автомобили и спортивное оборудование, несущее эмблемы табачных марок, создают положительную ассоциацию между табаком и силой, скоростью, изяществом, успехом, радостью и волнением спортивных состязаний.

В 2000 году, в ходе проведенного Би-Би-Си в Гамбии исследования было обнаружено, что Би-Эй-Ти спонсировал пляжный волейбол во время школьных каникул, при этом раздавались бесплатные сигареты и товары с эмблемой сигарет Benson and Hedges. Реклама было явно предназначена для того, чтобы связать юную захватывающую культуру спортивных состязаний на пляже со своими изделиями. В Колумбии Marlboro - наиболее продаваемая в мире марка сигарет - поддерживает гонки на картах (микроавтомобилях), спорт, почти все участники которого являются детьми и подростками.

Проблема глобальна

Табачная индустрия тратит сотни миллионов долларов в год, поддерживая спортивные состязания во всем мире, главным образом захватывающие спортивные состязания, которые получают широкий телевизионный охват. В своих внутренних документах они удивительно откровенны относительно реальных причин, по которым они делают это. Среди причин, по которым табачные компании поддерживают спортивные события, находятся и попытки обойти рекламные ограничения, и желание связать сигареты со здоровым, активным образом жизни, и попытки создать респектабельный образ компаниям, которых обвиняют в контрабанде и вымогательстве. 

Спонсорство спортивных состязаний становится все более и более важным для табачной индустрии, поскольку другие пути раскрутки перекрываются правительствами во всем мире. В частности, спонсорство существенно расширилось после того, как реклама табака по телевидению была запрещена в большинстве стран.

Доказательства существуют - факты о здоровье

Потребление табака влияет на спортивную форму и физическое здоровье

Общеизвестно, что табак убивает. Фактически он убивает половину своих долговременных потребителей. Менее известным является факт, что табак влияет на возможность людей полноценно проживать свою повседневную жизнь, особенно когда речь идет о занятиях спортом или другой физической активности. Помимо долгосрочного влияния на здоровье, потребление табака может оказывать краткосрочные эффекты, особенно на функцию легких, а также на мышечную силу и картину сна. Многие исследования показывают, что курильщики обладают меньшими возможностями, чем некурящие, принять участие в спортивных состязаниях любого уровня, от международного элитного до любительского. Действие курения также затрудняет нормальную активную ежедневную жизнь, например, курильщику может быть труднее подняться по лестнице или добежать до автобуса.

Многочисленные исследования показывают, что курильщики физически хуже подготовлены, чем некурящие. Например, в большом исследовании армейских новобранцев, курильщики вдвое чаще были не в состоянии завершить базовый курс подготовки по сравнению с некурящими. В исследованиях, использовавших упражнения на выносливость, состояние истощения сил наступало у курильщиков ранее, чем у некурящих, и курильщики извлекали меньше пользы из тренировок. В одном исследовании было показано, что из 6500 19-летних армейских призывников, курильщики пробегали намного меньшее расстояние за 12 минут по сравнению с некурящими, и чем больше сигарет они выкуривали в день, чем большей была продолжительность курения, тем короче было это расстояние. Те же самые новобранцы из некурящих пробегали спринт на 80 метров за значительно более короткое время, чем курильщики . В уже упоминавшемся исследовании 4100 регулярных бегунов, которые приняли участие в ежегодном 16-километровом пробеге, курильщики были стабильно медленнее. Было оценено, что на каждую выкуриваемую в течение дня сигарету время прохождения дистанции увеличивалось на 40 секунд. По мнению авторов, курение 20 сигарет в день увеличивало время, необходимое для преодоления 16-километровой дистанции в той же мере, как 12 лет жизни (то есть 30-летнему курильщику требовалось, в среднем, такое же время, как 42-летнему некурящему), или уничтожало выносливость, приобретаемую в результате пробега 20 километров в неделю.

Другие исследования показали, что курение также воздействует и на краткосрочные упражнения. Регулярные курильщики имеют вдвое большую вероятность прекратить тестовые упражнение на бегущей дорожке из-за признаков истощения, усталости, одышки и боли в ногах, чем некурящие. Эти неудобства непосредственно связаны с продолжительностью курения и числом выкуриваемых сигарет. 

Помимо воздействия потребления табака на функцию легких, исследования также обнаружили, что оно влияет и на иные спортивные способности. Например, исследование 1998 года показало, что молодые взрослые курильщики (возраст 19-30 лет) имели меньшую мышечную силу и гибкость, чем некурящие. Другое исследование 1982 года обнаружило, что курящие спортсмены страдали нарушениями картины сна и предъявляли другие жалобы на плохое здоровье. 

Курение не только затрагивает физическую форму в кратковременном масштабе, но, как показали исследования, оно также имеет долгосрочные последствия для физической деятельности. Исследование, проведенное на 1393 норвежских мужчинах средних лет, изучало связь между курением и снижением уровня физической подготовленности в течение семи лет. Было обнаружено, что ухудшение физической формы и функции легких среди здоровых мужчин средних лет было значительно более выражено среди курильщиков, чем среди некурящих, и его нельзя было бы объяснить различиями в возрасте и физической активности. 

Для эффективной работы легких и сердца необходима богатая кислородом кровь. Угарный газ в табачном дыме связывается с гемоглобином, молекулы которого переносят кислород в крови, и образуют карбоксигемоглобин. Это означает, что меньшее количество гемоглобина будет переносить кислород и доставлять его клеткам организма, и меньшее количество кислорода достигнет сердца и легких.

Курение также уменьшает способность легких абсорбировать кислород. Оно разрушает альвеолы, крошечные воздушные мешочки, где происходит воздухообмен, делая легкие менее эластичными и менее способными к обмену кислорода. Легкие курильщиков также имеют меньшую площадь поверхности воздухообмена и меньшее количество капилляров, что обусловливает меньший объем кровотока. Следовательно, легкие получают меньше питательных веществ и кислорода, которые необходимы для оздоровления и нормального функционирования легких. Каждое вдыхание дыма приводит к сужению дыхательных путей за счет сокращения мышц. Через какое-то время происходит более длительное сужение дыхательных путей и повреждения легкого могут стать необратимыми. 

Кроме того, любое потребление табака, включая как бездымный табак, так и сигареты, увеличивает частоту сердечных сокращений у курильщиков в состоянии покоя, что снижает выносливость. 

Краткосрочные и долгосрочные эффекты потребления табака на здоровье и физическую форму

В отличие от рака и болезней сердца, на развитие которых может потребоваться много лет, воздействие курения на органы дыхания может проявиться в пределах года или двух после начала курения. Как свидетельствует доклад Королевского Колледжа Врачей "Курение и Молодежь", среди исследований, охвативших более 50000 человек в 10-20-летнем возрастном диапазоне, почти каждое обнаружило увеличение частоты кашля, мокроты, хрипов и одышки среди курильщиков в два-шесть раз по сравнению с некурящими.

Молодые курильщики также подвержены повышенному риску острого бронхита. Десятилетнее исследование в Сиднее, Австралия, обнаружило большее количество эпизодов бронхита у курящих детей, особенно среди девочек. Другое исследование, охватившее 2885 молодых людей 12-13 летнего возраста, пришло к выводу, что различные небольшие болезни и пропуски школы были более частыми у курильщиков. 

Хорошие новости: ущерб, вызванный потреблением табака, может быть обратимым 

Чем дольше человек курит, тем больше риск необратимого повреждения дыхательных путей и легких. Однако отказ от курения может уменьшить степень ухудшения функции легкого, вызванного курением. Одно проведенное в США исследование показало, что среди бывших курильщиков в возрасте 45-55 лет функции легкого улучшилась в течение пяти лет. Другое перспективное исследование более 5 тысяч мужчин и женщин в возрасте 65 лет и старше установило, что бывшие курильщики, даже если они бросали курить после 60 лет, имели лучшие показатели функции легких, чем те, кто продолжали курить.

Это уже происходит

Спортивные состязания без табака 

Некоторые люди боятся, что отмена табачного спонсорства повредит тем видам спорта, которые в настоящее время усиленно спонсируются табачными марками. Однако, имеются свидетельства, что дело обстоит не так - многие виды спорта добровольно отказались от денег табачных спонсоров, включая Олимпийские Игры и Чемпионат Мира по футболу - два самых больших спортивных события в мире. В результате они не пострадали в финансовом плане.

Имеется также много примеров спортивных команд, спортивных федераций и стран, которые решили добровольно покончить с табачным спонсорством. Начиная с конца 1980-ых, Олимпийское движение стало свободным от табака. Международная Федерация Футбольных Ассоциаций, ФИФА, руководящий всемирный орган футбола, отказалась принимать табачное спонсорство в любом из ее соревнований, начиная с 1987 года. УЕФА, руководящий европейский орган футбола, заняла аналогичную позицию. В обоих случаях не произошло никакого заметного воздействия на финансовую жизнеспособность соревнований, а футбол вообще переживал беспрецедентный финансовый успех в 1990-х годах.

В Индии национальная сборная по крикету недавно прекратила длительную связь с компанией Wills Cigarettes (филиал Бритиш-Америкен Тобакко), которая много лет была спонсором сборной. Это было важным шагом, учитывая возрастающую важность Индии как телевизионного рынка для крикета.

В 1992 году по инициативе Австралийского федерального правительства было принято законодательство, запрещающее табачное спонсорство спортивных событий на национальном уровне и в отдельных штатах.

Нет никаких доказательств того, что запрет рекламы и спонсорства табачных компании на спортивных соревнованиях повредили австралийским спортсменам или спортивным организациям, как с точки зрения увеличения их дохода, так и сточки зрения спортивных достижений.

Это вовсе не повредило спорту, все данные свидетельствуют о прямо противоположном: совместное спонсорство спорта в Австралии стало рекордным и продолжает расти. С тех пор как в 1996 году вступил в силу федеральный запрет на табачную рекламу и спонсорство, совместная поддержка австралийского спорта повысилась с 350 миллионов долларов США в год до 700 миллионов долларов США в 2000 году (исключая спонсорство Олимпийских Игр), что составляет рост на 45%.

Наиболее заметным фактом спонсирования австралийского спорта было спонсорство Сборной Австралии по крикету маркой сигарет Benson & Hedges. С тех пор как это спонсорство прекратилось, возросли как доходы Австралийского Совета по Крикету, так и успехи на поле Сборной Австралии по Крикету, которая успешно проводит матчи различного уровня.

Спорт не понес никакого ущерба, исчезновение "легких табачных денег" заставило спортивных администраторов узнавать больше о реальном коммерческом значении их спортивных состязаний и проявлять больше творчества в маркетинге их соревнований коммерческим спонсорам.

Нет никаких доказательств того, что запрет табачного спонсорства повредил бы спорту. В реальности успех спортивных состязаний, которые перестали связывать себя с табаком, говорит о том, что спорту просто не нужны табачные деньги.

Табачная индустрия использует спонсорство спорта в качестве способа обойти национальные ограничения на рекламу табака. Множество примеров говорит о том, что табачным компаниям нельзя доверять самостоятельно и ответственно регулировать свою деятельность. Единственным эффективным путем вперед в этом вопросе для правительств является принятие законов, которые запретят табачное спонсорство спорта.

Настал момент изгнать табак из спортивных состязаний. Всесторонний запрет табачной рекламы и спонсорства является одним из способов достигнуть этой цели. 191 Государство - члены Всемирной Организации Здравоохранения, в настоящее время ведут переговоры об этих и других важных проблемах при разработке первого юридически выполнимого соглашения относительно табака, Рамочной Конвенции о Контроле над Табаком.

У нас есть решение

Востребование здоровья

Спортивные федерации и спортсмены во всем мире знают, что табак несовместим с их ценностями и их здоровьем. Атлеты гордятся своей силой, навыками, самоотверженностью и способностью служить в качестве положительных образцов для подражания для всего общества. Они хотят положить конец табачным манипуляциям спортивных состязаний.

Страны хотят востребовать свое право защитить здоровье. 191 Государство - члены ВОЗ ведут переговоры о глобальном соглашении здравоохранения, чтобы снизить число связанных с табаком смертей. Рамочная Конвенция о Контроле над Табаком (РККТ) объединит науку и экономику с законодательством и регулированием и, в некоторых случаях, с судебным разбирательством. Она будет искать глобальные и национальные решения таких проблем, как глобальная реклама или контрабанда табака, - проблем, которые не признают национальных, культурных, возрастных и социально-экономических границ. Фактически РККТ - это призыв к международному критическому исследованию и ответственности, которые обычно сопровождают свободно доступное потребительское изделие на международном рынке.

Под давлением этого глобального призыва покончить с обманом и смертями табачные компании пускают в ход новую попытку подорвать контроль над их корпоративной деятельностью. В этом круге традиционно используемых аргументов такие компании как Бритиш Америкен Тобакко, Филип Моррис и Джапан Тобакко Интернейшнл теперь обещают ввести в действие "Международные Стандарты Табачного Маркетинга". Они предлагают, чтобы этим стандартам подчинялись только на добровольной основе, а реклама была нацелена только на взрослых курильщиков.

ВОЗ говорит, что ни одна страна не преуспела в создании правил - особенно таких, которые выполняются на добровольной основе, - которые ограничивают детский доступ к табачной рекламе при разрешении рекламы, нацеленной на взрослых курильщиков. Саморегулирование неизменно потерпит неудачу, потому что оно не является предпосылкой к успеху - табачные компании знают это, равно как теперь и весь остальной мир.

Спорт без табака - играйте чисто

В ответ на глобальный призыв к действию ВОЗ и ее партнеры начинают кампанию по очистке спорта от всех форм табака: потребления и подверженности вторичному дыму, рекламы, пропаганды и маркетинга сигарет.

Центр Контроля заболеваемости и профилактики США, Международный Олимпийский Комитет, Международная Федерация Футбольных Ассоциаций (ФИФА), Международная автомобильная федерация ФИА, Олимпийская Помощь и другие региональные и местные спортивные организации присоединились к ВОЗ в этой кампании за Спорт Без Табака. Мероприятия, свободные от табака, были организованы во всем мире, включая Зимние Олимпийские Игры в Солт-Лейк-Сити в США в 2002 году и Чемпионат Мира по Футболу 2002 года в Республике Корея и Японии.

Атлеты, спортивные организации, национальные и местные спортивные власти, школьные и университетские спортивные группы, спортивные средства массовой информации и все заинтересованные в физической активности, приглашаются присоединиться к этой кампании за Спорт без табака. ВОЗ призывает людей повсюду отстаивать свое право на здоровье и здоровую жизнь и защищать будущие поколения от предотвратимых смертей и болезней, вызываемых табаком.

 

SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru

Hosted by uCoz