Европейская Министерская конференция "Молодежь и алкоголь"
Стокгольм, 19-21 февраля 2001 года
(цитаты из выступления генерального директора ВОЗ
Гру Харлем Брундтланд)
К сожалению, пьянство является фактором жизни молодежи. И слишком часто - фактором смерти. Во всемирном масштабе 5% смертей молодых людей возраста 15-29 лет обусловлены потреблением алкоголя. В Европе каждая четвертая смерть в этой возрастной группе вызвана алкоголем, а в Восточной Европе - каждая третья. В 1999 году 55 тысяч молодых людей в Европе умерло из-за связанных с алкоголем причин.
Потребление алкоголя молодыми людьми является серьезной проблемой, но мы также знаем, что можем существенно снизить вызываемый алкоголем ущерб с помощью эффективных действий. Уже ясно, что меры, которые снижают доступность алкоголя, эффективно снижают его потребление. Ограничения рекламы также способствует снижению потребления. В тех развитых странах, где запрещена реклама алкоголя, его потребление в среднем на 16% меньше, а количество смертей на дорогах - на 23% меньше по сравнению со странами, где нет ограничений рекламы. По данным недавних исследований, для молодых людей каждые пять минут алкогольной рекламы в день в среднем сопровождаются повышением ежедневного потребления алкоголя на 5 грамм.
Мы должны развивать понимание того, что, хотя выпивка является персональным действием и индивидуальной ответственностью, это также сформированное нашим обществом поведение и поэтому общество также несет за него ответственность. Поэтому контрпродуктивно формулировать меры политики здоровья исключительно для индивидуумов, пренебрегая перспективой здоровья общества.
Европейская Хартия по Алкоголю, которая была одобрена в 1995 году, недвусмысленно гласит: "Все дети и подростки имеют право расти в обстановке, защищенной от негативных последствий потребления алкоголя и, насколько это возможно, от рекламы алкогольных напитков". Грустно, но добиться этого становится все труднее. Дети не только вырастают в обстановке, где их бомбардируют позитивные образы алкоголя, но наша молодежь является ключевой целью маркетинговой деятельности алкогольной индустрии.
Смешивая алкоголь с фруктовыми соками, "энергетическими" напитками и выпуская слабоалкогольные "алкопопсы", используя рекламу, которая фокусируется на молодежном образе жизни, спорте, сексе и развлечениях, крупные производители алкоголя пытаются укоренить привычку к выпивкам в очень молодом возрасте. Взгляните на большинство веб-сайтов алкогольных изделий - они явно нацелены на то, чтобы привлечь молодых людей с помощью компьютерных игр, конкурсов и различных призов. Загляните в ночные клубы и дискотеки, и вы обнаружите весьма опасные методы маркетинга. В Великобритании подростки сообщают, что им часто предлагают так называемый "бездонный стакан водки" - покупай один, и тебе туда дольют, сколько хочешь.
Мы должны противостоять этому воздействию. В этом году ВОЗ проведет специальное совещание по вопросам рекламы и маркетинга алкоголя для молодежи. Наши действия в этой области смогут существенно улучшить здоровье во всем мире.