Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация

10. Отрезвление и утверждение трезвости в реальной политике и в теоретическом проектировании  

10.5 Когда неизбежно пьянство и когда неизбежна трезвость?

Мне уже доводилось высказывать простое суждение относительно питейной причинности. Я исхожу из того, что потребление алкоголя наступает с неизбежностью (неизбежность - крайняя степень необходимости), когда синэргично действуют три причинных фактора, которые и причиняют соответствующий вред: алкогольный прилавок; питейная традиция в практической форме привычек; овеществленная в эстетически-ценностной форме привлекательность выпивки. Если они нападают втроем, человеку некуда деться, и он начинает пить неизбежно. Когда отсутствует хотя бы один из причинных факторов, возникает ситуация выбора.

Такова же, в сущности, и обусловленность трезвеннической инновации, трезвеннического поведения. Невозможна идеальная ситуация - одновременное исчезновение трех факторов, тем более, что второй может быть устранен только вместе с носителями (идея заведомо бредовая, человеконенавистническая), а третий - органично сплетен с эстетическими ценностями, тоже дорогими человечеству.

Надо действовать по частям. Первый на очереди - питейный прилавок.

10.6. Кто не понимает разницы между перерождением и насилием?

Я понимаю, что мои давние оппоненты: например, Б.М.Левин и Г.Г.Заиграев, прочитав последнюю фразу предыдущего параграфа, сокрушенно усмехнутся: "Ну, опять Шевердин наседает на питейный прилавок! Мало ему предыдущих "сухозаконных попыток"!

Отвечаю: мало!

Хотелось бы, чтобы мы все честно отвечали на вопрос о природе срывов принципиально разных стратегий обуздания пьянства. С конца ХVIII века (провозглашения платформы "вытеснения" крепкоградусного винопотребления слабоградусным, автором которого иногда называют американского врача Бенджамина Раша) попытки "окультурить" пьянство неизменно завершались провалом. Мне напомнят, что и все "сухие законы" в новое время в странах европейской цивилизации тоже срывались.

Правильно: срывались. Но срывались - по-разному. Первые - в результате перерождения, то есть по причинам внутренним, сущностным, по которым головастик непременно превращается в лягушку. Вторые - в результате внешнего давления, насилия над их сущностью, вытравливания здорового плода. Эксперты ВОЗ сделали вывод, что американский "прогибишен" закончился неудачей не по своей логике (159). "Полуосушение" 1985 года сорвалось, как определенно заявил при первых шагах попятного движения академик Л.И.Абалкин, из-за существовавшего финансово-экономического механизма (1).

Можно сказать и так: логика отрезвительных процессов в современных политических и экономических условиях оказывается слабее интересов и психологии "сильных мира сего".

Это возвращает нас к вопросу о том, какая из двух основных платформ преодоления пьянства (см.1) реальнее. Так вот: реально добиться этого результата можно лишь лишив питейную традицию подкормки. К сожалению, нереально рассчитывать на принятие такой стратегии в условиях современной рыночной демократии.

 

10.4. Питейная традиция и трезвенническая инновация- сосуществование или смертельная схватка?

Содержание

 11. Инвайронментализм. Новый идеал человечества?

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz