|
|
С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация9. Последствия потребления алкоголя на весах истории и личности9.1. Когда "плюс" и " минус" не взаимоуничтожаются и не дают в итоге "плюс"В. Ф. Поршнев отмечал "двойную функцию" примитивной культуры. По его заключению, многие ее культуремы "одновременно объединяют и разъединяют, а именно разъединяют данную группу с другой или другими и соединяют ее членов между собой" (154; 4). Это относится в особенности к принятию пищи и питью, которое разделяло людей на тех, "с кем мы пили", хороших, родных, кому можно доверять, и тех, " с кем мы не пили" - плохих, чужих, кого следует опасаться. Такое разделение не потеряло смысла и сейчас. однако, если древний человек был включен в одно сообщество, то современный в множество. И эти коллективы могут жить по разным законам: от строгих пуританских - до либерально-алкогольных. Выбирая в пользу ежедневного пивного общения с товарищами, человек может осложнить свои отношения с семьей. И наоборот. Одна и та же мера (стереотип поступка, культурема) адаптирует в одной ситуации, и порождает дезадаптацию - в другой. Тут обычно неизбежен выбор с потерями. В аналогичном положении, как правило, оказывается и новообращенный трезвенник: его выбор правильный, независимо от того, сознательный он или принужденный - тем не менее обычно бывает чреват разрушением прежнего общения, о чем он может и сожалеть, если это общение не было сопряжено с грубым пьянством, а включало и милые ему удовольствия спортивного болельщика, рыболова-любителя. доминошника... А ведь можно еще подвергнуться остракизму бывших друзей. Отсюда то, что получило название " драма трезвости". Писатель В. И. Белов рассказывал, что когда Василий Шукшин и Георгий Бурков "завязали", то кое-кто на Мосфильме перестал подавать им руку. Если персонажи этой драмы люди не столь сильные, как названные, то она может получить и чисто клинический аспект. Освободившись от постоянных интоксикаций и прежних стрессов, вызванных конфликтами в семье и не работе, но став "белой вороной" или "изменником" в глазах товарищей, бывший алкоголик приобретает новый стрессор. Скорее всего, именно этим объясняется несколько большая, согласно некоторым медико-статистическими измерениями, подверженность трезвенников сердечно-сосудистым нарушениям по сравнению с мало пьющими. Для того, чтобы сравнительная медстатистика была "чистой", сравнение должно быть более или менее равным, насколько это можно в социологии. Убежден, что если бы группы обследуемых трезвенников формировались из убежденных противников спиртного, к тому же прежде не подорвавших здоровье пьянством (например, из числа староверов, менонитов, других категорий "сухозаконников", устойчивых к психологическому давлению пьющей среды), медицинская статистика не показала бы полезности "малых доз". 9.2. Рациональность питейного конформизмаПечальная правда состоит в том, что в современной социальной микро-среде эгоистически более выгодным и рациональным является питейный конформизм и совершенно идеально для такого приспособленца, если он в среде пьющих (а это типичная среда ) вообще не будет пить, На упоминавшемся в самом начале книги "круглом столе" журнала "Коммунист", академик РАО Д.В.Колесов отмечал, что если бы алкоголь не паразитировал на предпочтениях субъективной пользы от соблюдения норм питейного поведения, то преодоление пьянства и утверждение трезвости были бы более легкими задачами (53; 38-39).
|
|