|
|
С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация8. Обаяние чувственно-гедонистической цивилизации, или эйфория в условиях несчастья8.4. Глубинные психофизиологические основания современного гедонистического поведенияПравильное истолкование значения центров "удовольствия-неудовольствия" в мозгу помогает понять, почему ориентация на переживание наслаждения приобретает доминантное значение (84). 8. 5. Односторонность и обеднение эмоциональной сферы гедонистически ориентированное личностиСуществуют различные классификации эмоций. Для темы исследования более подходят те, которые в отдельный разряд выделяют гедонистические эмоции. Культивируемая привычка к их переживанию несет в себе тенденцию к вытеснению других эмоций (45). 8.6. Переживание желаемого состояния подменяет действительную деятельность по его достижениюВ состоянии опьянения человек "освобождается" от проблем, "разрешает" их с помощью "отмены", а не преодоления. Появляющаяся при этом иллюзия достижения свободы многократно отмечена и верно "разоблачена" в литературе. Однако и воспета, что создает привлекательность такого способа "раскрепощения" личности. Тип личности как потребителя искусственно вызываемых эмоций - распространенный тип личности "чувственно-гедонистической цивилизации". Как писал Г. Маркузе, происходит поглощение принципом удовольствия принципа реальности (109; 93). 8.7. Современная индустрия удовольствий - от алкопромышленности до шоу-бизнеса - мощный катализатор культуры, ориентированный на "кайф"Внешне кажется, что алкогольная и шоу-индустрия развиваются, отвечая на запросы потребителя ( в особенности - молодого), что и здесь предложение определяется спросом. Между тем, и в данном случае "предложение идет впереди спроса" ( Маркс), создавая не только средства для получения примитивных удовольствий, но и формируя примитивного потребителя. 8.8. Блеск и нищета наркотического переживанияВ состоянии алкогольного (наркотического) опьянения человек чувствует (субъективно) очень сильно и широко, что дает основание многим исследователям, не говоря уж о любителях алкоголя и галлюциногенов, трактовать такие состояния как раскрепощение ресурсов личности (тот же С. Гроф), за счет снятия блокирования психических функций приобретенными стереотипами (в обиходе нередко трактуемыми как "комплексы" - например, стыда. нравственной ответственности, необразованности и т.п.). Между тем (несмотря на фиксируемые факты "озарений" под воздействием алкоголя, наркотиков, психоделиков и т. п.) основная тенденция изменений личности под воздействием влияния этих средств - это сужение, "стирание", и перерождение личности (84, 300; 109; 177, 148; 194; 268).
|
|