Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация

6. Питейное поведение и его механизм

6.1. Питейный поступок как "атом" питейного поведения

В настоящее время в связи с ослаблением влияния обычаев на потребление алкоголя (как и других сравнительно жестких элементов культуральной регуляции) питейное поведение стало хаотическим. Даже фактор приема гостей и хождение в гости также приобрел фиктивный характер (не потому выпивают, что нужно угостить гостей, пришедших с некой целью, а приглашают и ходят в гости, чтобы выпить). Поэтому большое значение приобрел анализ питейного поступка как единицы поведения личности. Важность такого взгляда подчеркивал Бехтерев: "...то, что известно в мире человека под названием поступков и действий, - писал знаменитый ученый, - находясь в полном соотношении со сферой личности, объединяется как в пространстве, так и во времени сообразно определенной цели, связанной с ее потребностями. 

Вот почему поступки и действия являются тем объективным выражением, которое характеризует развитие личности в человеке (17; 397).

В.А. Ядов в книге о которой уже сказано выше (3.4) дает такое определение: "Поступок есть элементарно значимая "единица" поведения, и его цель - установление соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью (потребностями) субъекта" (167; 26-27). Как видим, в данном случае мы имеем дело с поведенческим адаптационным актом, и поэтому вычленение поступка из поведенческой непрерывности помогает лучше увидеть, проанализировать "состав" поведения и сопоставить его с другими культуральными явлениями.

Обращаясь же к нашей теме, можно, думаю, сказать, что питейный поступок - это сейчас ведущая культурема питейной традиции. Присмотреться пристальнее к питейному поступку тем более необходимо, что, вычленяя, в соответствии с клинической традицией, в качестве основной единицы прием алкоголя, мы приходим к заблуждениям и ошибкам, выйдя за границы медицины.

Между тем, прием алкоголя и питейный поступок - действия далеко не совпадающие, а понятия - совсем несинонимичные. 

Питейный поступок совершает и трезвенник - конформист, который в компании просто изображает выпивку, и актер, чьи якобы-выпивки наблюдают десятки зрителей в зале или миллионы на телеэкране. Впрочем, и прием алкоголя может быть совершен без питейного поступка, хотя это и менее редкое явление, и далеко не столь значимое практически. Человека, допустим, могут подпоить втихую или даже насильно: физически или психологически (пресловутое "ты меня уважаешь?"). Главным распространителем вреда от приема потребления алкоголя сейчас - благодаря всеобщей телефикации - стал именно "сухой" питейный поступок, выпивка... без выпивки, не содержащая приема алкоголя.

6.2. Полезны ли таблетки от похмелья?

Переакцентировка внимания с приема алкоголя на питейный поступок, как на главного носителя питейной традиции и источник вредных последствий побуждает переосмыслить многие привычные факты антиалкогольной, антинаркотической практики. Простой пример. Телевидение транслирует хорошо отрежиссированный и эффектный ролик о таблетках, избавляющих от похмельных мучений... Оно же устами обаятельной Ю.В.Белянчиковой, с присовокуплением сакраментального "Минздрав рекомендует..." рекламирует антиникотиновые мундштуки или фильтры японского производства. Что тут можно возразить, если и врач в больнице избавляет пациента от последствий острого алкогольного отравления и фильтр действительно задерживает изрядную часть ядов? А возразить можно. Возражение подсказывает уже то, что производители спиртного и табака с охотой сами же финансируют такую рекламу. Они давно установили, что в конечном счете крупно выиграют благодаря распространению среди людей иллюзии об устранимости вреда, приносимого рюмкой или сигаретой. Ошибка же вышла из-за неосторожной, неправомерной, ненаучной (имея в виду в данном случае не медицину, а психологию) оценки и интерпретации клинических фактов. Но, как говаривал выдающийся русский теоретик медицины И. В. Давыдовский: "Перед господином фактом надо не только уметь снять шляпу, но и вовремя надеть ее" (166; 116).

6.3. "Репрессивный" характер квазипотебности в алкоголе

Питейная потребность не обойдена вниманием отечественных психологов, социологов, экономистов, философов, которые рассматривают ее в основном через призму двух оппозиций: разумные - неразумные потребности; подлинные - мнимые. Из той и из другой посылки следуют принципиально сходные рекомендации: нужно избегать и неразумных, и мнимых потребностей. С этим трудно спорить. Да и не нужно. Однако для глубокого познания явления такой уход от объективно- исторического анализа (выяснения природы, детерминации потребности в алкоголе) непригоден, так как означает бегство в морализаторство. Рассматривая этот вопрос как культуральный, то есть в контексте культурогенеза, функционирования питейной традиции, я нашел наиболее продуктивными две идеи: концепцию К.Левина о квазипотребностях (которая, при всем лексическом совпадении корней "мнимо-" и "квази-" не равнозначна концепции Б.М.Левина о мнимых потребностях) и трактовку Г. Маркузе большинства присущих современному человеку потребностей как ложных и "репрессивных", то есть сформированных "внешними (для человека) силами". К таким силам относятся как предмет этой потребности (производимый алкоголь), так и транслируемые питейной традицией социальные и социетальные (макросоциальные) нормы, образцы питейного поведения. При этом - в соответствии с воззрениями и трактовками экономистов (Маркс), философов (Л.Сэв), психологов (А.Н.Леонтьев), физиологов (Д.В.Колесов) проблема рассматривается в единстве "продукт-потребность", или "п/п", по Люсьену Сэву (199; 454; 101; 88; 84; 240-242).

 

5. Историческая динамика взаимоотношений алкогольного производства, потребления алкоголя и питейной традиции (обобщенное изложение)

Содержание

 6.4. Можно ли избежать "репрессий"?

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz