Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

С.Н.Шевердин. Питейная традиция и современная цивилизация

 4. Алкоголь и питейная традиция в контексте первых шагов культурогенеза

4.4. Миф о биологической потребности в опьянении

Очень часто можно слышать, что безусловные факты употребления разнообразных наркотических средств в виде настоев, дыма, питья подтверждают, дескать, природную тягу организма (!) к дурману. Между тем, все серьезные антропологические и этнографические исследования доказывают, что это употребление исключительно порождение культуры, иначе говоря - культурально. Богатейший материал, иллюстрирующий этот вывод содержится в знаменитой "Золотой ветви" Д.Д.Фэзера (217), а также в классической "Первобытной культуре" Э.Б.Тайлора, на которую я уже ссылался. Доведение с помощью наркотика до полубессознательного состояния себя, или жрецов, колдунов, или даже детей, с тем чтобы во время галлюцинаций и бреда получить "достоверные сведения" о неприятеле, преступнике, пропаже - явление повсеместное (200; 485-489).

Не выдерживают критики попытки истолкования известных фактов поедания дурманящих растений (грибов) некоторыми животными, как их тяги к эйфории. Правда, такой крупный знаток, как Поршнев пишет о галлюцинаторноподобных состояниях у животных, предпосылке человеческих галлюцинаций (151; 467), но это наверняка - побочный эффект какой-то иной потребности, допустим, инстинктивного врачевания при помощи той же сомы или конопли, но не при помощи вызываемых ими нарушений психики. Такие нарушения означали бы для животного, находящегося в состоянии постоянной бдительности, сбой в адекватной ориентации в окружающей среде и таили бы для него серьезную, даже смертельную опасность. 

Здесь разница в следующем: животное заведомо не могло жить в состоянии эйфории, галлюцинаций (наши киски, падкие до валерьянки в совершенно безопасной для них обстановке, не опровергают этого), а первичные коллективы наших первобытных предков уже не могли жить в некоторых ситуациях без эйфории и галлюцинаций: для всех - допустим, при репетиции охоты, или для некоторых - жрецов, детей, других представителей рода, игравших роли ясновидцев или лекарей. Нам ничего не известно о существовании в первобытном обществе наркомании, алкоголизма, но вряд ли они были возможны, поскольку у тогдашнего человека не могло быть свободного доступа к наркотическим напиткам. Тайлор пишет даже об обоготворении наркотического питья (168; 488) - и это так понятно, тем более что и сейчас многие называют их "божественными" и считают, что есть вина, которые "неприлично пить сидя". Кроме того, дозволение их употребления, а на первых порах - более чем дозволение, а даже обязывание к употреблению строжайше регламентировалось позитивно в одних случаях и негативно (табу) - в других. 

Это была регламентация обычаем, обрядом, ритуалом. Это была уже культура, а не природа. И это была уже зародившаяся питейная культуральная традиция, насчитывающая к нашему времени уже около 8 тысяч лет, в биографии которой можно выделить несколько крупных периодов и которая - хочется верить! - вступила в свой завершающий период.

 

4.3. Обортничество как метод первобытного мышления и алкоголь как оборотень

Содержание

4.5. Благотворность и коварство обычаев

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz