5.8. ЦеныИндексы цен в 1991-2000 годах представлены в Таблице 5.2. Цены на табачные изделия, как и на прочие товары, возросли, но в меньшей степени, чем цены на прочие товары в среднем. Принимая во внимание, что доля более дорогих сигарет с фильтром возросла с 18% в 1992 году до 89% в 2000 году, реальный рост цен был даже меньше. Для большинства других товаров такое снижение цен в результате приватизации могло бы рассматриваться как хороший фактор, но для сигарет более низкие цены обычно означают более высокое потребление и повышение риска для здоровья. С этой точки зрения результат приватизации табачных фабрик в Украине является негативным. Таблица 5.2. Динамика индексов цен в 1991-2000 годах (декабрь к декабрю предыдущего года)
Цены на три категории сигарет (с фильтром, без фильтра и импортные), по ежемесячным данным Государственного Комитета Статистики в 1996-2001 годах представлены на рисунке 5.4. Мы также вычислили цены с учетом инфляции, используя ИПЦ (индекс потребительских цен), приняв, что в 1997 году ИПЦ был равен 1. Видно, что в то время как номинальные цены увеличиваются, цены с учетом инфляции имеют различные тенденции. С 1996 года по первую половину 1998 года среднегодовые цены на внутренние сигареты были очень устойчивыми: 0,53 гривны для сигарет с фильтром и 0,27 (1996), 0,29 (1997) и 0,33 гривны (первая половина 1998 года) для сигарет без фильтра. Разница цен точно отвечает увеличению ставки акцизного налога на сигареты без фильтра. В августе 1998 года ставка акцизного налога возросла (см. рисунок 2.1.2). Вскоре после этого курс обмена Евро/гривна резко увеличился и продолжал расти в 1999 году. Поскольку ставка налога была установлена в Евро, цены с учетом инфляции повысились и достигли максимума в октябре 1999 года: 0,92 (с фильтром), 0,625 (без фильтра), 1,89 (импорт) гривен. В ноябре 1999 ставка налогов была установлена в гривнах и фактически снизилась (см. ниже). В декабре 2000 года ставка налога на сигареты без фильтра еще больше уменьшилась. В результате цены с учетом инфляции существенно упали. В июне 2001 года они были меньше на 25% для сигарет с фильтром, на 40% для сигарет без фильтра и на 19% для импорта по сравнению с октябрем 1999 года. Такое уменьшение реальных цен могло вызвать рост потребления сигарет. В то время как среднегодовые номинальные цены в 1996-2001 годах (Таблица 5.3) увеличились более чем в 3 раза, в долларовом эквиваленте они являются довольно стабильными: 25-30 центов для сигарет с фильтром и 13-18,5 центов для сигарет без фильтра. Однако если рассчитать цены на бесфильтровые сигареты без акцизного налога, они будут еще стабильнее: 13,3-14,6 центов за пачку в 1997-2001 годах. Эта ценовая стабильность отражает тот факт, что табачная индустрия Украины является полностью зависимой от импорта (табачное сырье, материалы, оборудование) и контролируется ТТК, которым нужна прибыль в твердой валюте. Таблица 5.3. Среднегодовые цены на пачку сигарет в Украине
Табачные фабрики без иностранных инвестиций продают свои сигареты без фильтра по очень низкой цене. В 2000 году оптовые цены на сигареты без фильтра были: 0,30-0,32 гривны (Каменец-Подольская фабрика), 0,36-0,42 гривны (большинство СФБИ и марка «Козак» корпорации БАТ), 0,52 гривны (Феодосийская фабрика), 0,60-0,63 гривны (Реемтсма). При этом, несмотря на высокую цену, Реемтсма контролировала 56% легального рынка сигарет без фильтра. И хотя СФБИ производят сигареты почти без прибыли и сохраняют очень низкие цены, они не могут конкурировать с ТТК даже в сфере сигарет без фильтра. Чтобы увеличить свою долю на рынке и уровень продаж, производители сигарет должны продавать их по приемлемой цене и сделать легко доступными для всех курильщиков. ТТК создавали свои собственные системы распространения для всей страны, чтобы охватить людей даже в отдаленных областях, в то время как произведенные СФБИ сигареты продаются, главным образом, в их собственных областях. СФБИ предпринимают довольно скромные маркетинговые усилия, тогда как транснациональные производители сигарет ежегодно тратят миллионы на агрессивный и высоко эффективный маркетинг и рекламу. Это является еще одной причиной, почему они могут конкурировать с очень дешевыми сигаретами СФБИ. |
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |