4.3. Украина как страна транзита для контрабанды сигаретКрупномасштабная контрабанда обычно использует преимущества системы «транзита», которая была разработана, чтобы облегчить международную торговлю. Эта система предусматривает временный отказ от взимания уплачиваемых за товар таможенных пошлин, акцизных налогов и НДС, если этот товар произведен и/или предназначен для третьей страны, на то время пока он проходит транзитом через территорию другой страны. Однако в странах со слабым контролем над «транзитными» сигаретами имеют место существенные утечки, и многие из экспортируемых сигарет не доходят до указанного адресата. 4.3.1. Легальный транзитПо данным Государственной Налоговой Службы, в 2000 году через Украину было провезено транзитом 10,7 миллиардов сигарет (Таблица 4.4). К сожалению, страна их происхождения не обозначена. Таблица 4.4. Транзит сигарет через территорию Украины в 2000 году
Анализ стран-адресатов показывает, что существенная часть легально перевезенных транзитом сигарет в конечном счете будет продана незаконно. Общее потребление сигарет в Молдове составляет приблизительно 6 миллиардов штук, причем Молдова является табакопроизводящей страной. Очевидно, то большинство транзитных сигарет прибывает в «Приднестровскую Республику» и затем незаконно продолжает свой путь в Украину и другие страны. Среди прочих соседей Украины только Белоруссия указана в качестве страны адресата. Что касается остальных стран, то Югославия, Бельгия, Турция, Кипр, Латвия, Объединенные Арабские Эмираты известны как страны «высокого риска» в отношении контрабанды транзитных сигареты. 4.3.2. Нелегальный транзитУкраина также используется для незаконного транзита сигарет. По данным отчета «ЛАССО–2000 - Обзор контрабанды сигарет в Европе», в контрабандной деятельности в Центральной и Восточной Европе преобладает следующее явление. Сигареты, произведенные главным образом в Великобритании, Нидерландах или Германии легально экспортируются, а затем в комбинации с легальным грузом, так называемым «грузом-укрытием», ввозятся контрабандой обратно в Западную Европу. Следующие цитаты из статьи в британской газете объясняют проблему и причастность к ней Украины. Потенциальная прибыль высока. Блок из 200 сигарет легально стоит где-нибудь порядка 40 фунтов стерлингов, но крупный оптовый торговец покупает их за 2 фунта. Это кажется фантастической прибылью, но этот торговец также берет на себя огромный риск. Чтобы гарантировать то, что он получит обещанное из, скажем, одной из прибалтийских стран, он должен «подмазать» весь путь от Украины до Великобритании. Он должен организовать наем и отгрузку контейнера, а также доставку, транспортировку и хранение сигарет. Все это стоит денег. К тому времени, как его партия сигарет прибывает в Шотландию, его прибыль снижается с 38 фунтов за блок до 15-20 фунтов. Но даже при такой величине он все еще получает большую прибыль, когда продает сигареты оптовому торговцу - владельцу удобного дома и каравана на западе Шотландии, например за 20 фунтов за блок. Оптовый торговец пропускает их через сеть продавцов низшего уровня, которые в свою очередь продают их по складывающейся цене для нелегальных сигарет - в настоящее время порядка 25 фунтов. К тому времени, когда сигареты достигают рынков, продажи с автомобиля или магазинов на углу, прибыль все еще почти на 20 фунтов больше по сравнению с прибылью при продаже легальных сигарет. В 2001 году контрабандисты в качестве основной перевалочной базы выбрали Кипр. В прошлом году на Кипр было отправлено девять миллиардов сигарет, большинство которых поставили две британские компании Галлахер и Империал, хотя киприоты почти не курят британские марки. Фактически сигареты отправляются (с небольшой местной утечкой для туристов) в Израиль, Украину, Сирию и Египет. И вновь ни одна из этих стран не является существенным потребителем британских табачных марок. Они просто служат в качестве «промежуточных аэродромов» для сигарет, путь которых заканчиваются в контейнере, следующем в Великобританию. (The Scotsman /FT, 4 августа 2001 года). В июле и сентябре 2001 года в Одессе было конфисковано соответственно 800 000 и 1 200 000 пачек британской марки «Super Kings» (почти неизвестной в Украине). Сигареты были спрятаны в больших грузовиках с мотками проволоки в качестве «груза-укрытия», а страной адресатом была обозначена Германия. По данным отчета «ЛАССО -2000 - Обзор контрабанды сигарет в Европе», Украина также используется для транзита сигарет из России и Китая в страны Западной Европы. |
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |