ВведениеКонтрабанда табака, безусловно, является серьезной проблемой для экономики и правопорядка, и к тому же имеет важные последствия для здоровья. Эти последствия обусловлены тем, что потребление табака связано с его ценой и, следовательно, с налогообложением. Контрабанда подрывает политику налогообложения табака и, таким образом, причиняет вред общественному здоровью двумя способами. Во-первых, снижая среднюю рыночную цену, так как незаконно проданные дешевые сигареты захватывают часть рынка. Во-вторых, помогая табачным компаниям оказывать давление на правительства, с целью обратить вспять политику повышения табачных налогов на легальном рынке. В обоих случаях спрос увеличивается, поэтому оба эти способа выгодны для табачной индустрии. Контрабанда уменьшает максимальный доход, который может быть получен от налога на сигареты, так как по мере того как растут ставки налога, количество ввезенных контрабандой сигарет также, вероятно, увеличивается. Меры борьбы с контрабандой могут потребовать значительных ресурсов со стороны сил правопорядка. Контрабанда может предоставлять возможности для коррупции. Поэтому для разработки политики налогообложения табака очень важно оценить величину контрабанды сигарет и факторов, которые с ней связаны. Под широкое определение контрабанды подпадают разнообразные виды действий. В Украине наблюдаются следующие виды контрабанды: 1. Бутлегерство - закупка табачных изделий в стране с низкими налогами в количествах, которые превышают установленные таможенными правилами пределы, для перепродажи в стране с высокими налогами без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Происходит бутлегерство сигарет в Украину (главным образом, сигарет без фильтра из России и Молдовы). Этот вид контрабанды в течение последних лет часто рассматривается в качестве главной проблемы. Однако бутлегерство сигарет из Украины (главным образом, сигарет с фильтром в Германию, Польшу и другие страны) также имеет место. 2. Оптовая контрабанда - продажа сигарет без оплаты налогов или пошлин даже в стране их производства. Этот вид контрабанды также имеет две разновидности: (а) псевдо-экспорт, когда сигареты, которые произведены в Украине, регистрируются как отправленные на экспорт, но они покидают Украину только по документам, а реально продаются на черном рынке в Украине; (б) незаконный импорт, главным образом международных марок сигарет, которые были произведены в США или странах ЕС, экспортировались в некоторую страну, но «исчезли» при транзите. Этот вид контрабанды был в Украине превалирующим в 1994-1997 годах, однако, его нынешние масштабы часто недооцениваются. 3. Транзит для контрабанды, когда сигареты провозятся через Украину для незаконной продажи в некоторой другой стране. Это не вызывает никаких проблем для потребления табака и доходов бюджета в самой Украине, но портит образ Украины в международном сообществе. Транзит также имеет две разновидности: (а) незаконный транзит сигарет, скрытых под другими товарами (например, произведенные в Великобритании сигареты следуют в Германию под мотками проволоки); (б) легальный транзит сигарет через Украину в страны известные как страны «высокого риска» контрабанды сигарет. Бутлегерство сигарет без фильтра из России и Молдовы в 1999-2001 годах считается главной проблемой контрабанды сигарет. Чтобы бороться с ним, Верховная Рада Украины дважды снижала ставку акцизного налога для сигарет без фильтра (в ноябре 1999 и в декабре 2000), последний раз с 10 гривен на 1000 сигарет до 5 гривен на 1000 сигарет. Эти снижения налогов оправдывались предполагаемыми большими потерями доходов бюджета, вызванными контрабандой, и обещаниями, что внутреннее производство вырастет до уровня, когда дополнительные налоговые платежи превысят потерю доходов бюджета от снижения ставки налога. 4.1. Уровень контрабанды сигарет в Украину и ее влияние на доходы бюджета |
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |