4.1. Уровень контрабанды сигарет в Украину и ее влияние на доходы бюджетаТак как никто не в состоянии точно подсчитать объем и стоимость контрабанды табачных изделий, то спектр экспертных оценок весьма широк. В СМИ фигурируют различные цифры расчетных потерь бюджета – от 100 млн. гривен (по данным Государственной налоговой администрации) до 200 млн. долларов (1 млрд. гривен) (по словам народного депутата Татьяны Задорожной, газета «Бизнес», №27, 2000). Как правило, эти оценки приводятся без указания источника и методики подсчета. Исключение составляют данные ассоциации СОВАТ (Ассоциация содействия обороту и производству алкоголя и табака) и Международного центра перспективных исследований. 4.1.1. Имеющиеся оценки объема контрабанды и потерь бюджетаАссоциация СОВАТ приводит следующий подсчет (см. Таблицу 4.1)Таблица 4.1. Расчет Ассоциацией СОВАТ потерь бюджета Украины от контрабандных поступлений табачных изделий в 2000 году
Дополнительно: Среднемесячный курс Евро взят из расчета 1 Евро = 5,4 грн. Соотношение контрабандных сигарет с фильтром и без фильтра взято как 10% к 90%. Данный подсчет является ошибочным по целому ряду причин: 1) объем потребления сигарет в Украине завышен и, соответственно, завышен объем контрабанды. Эту проблему мы рассмотрим ниже, а пока проверим расчет, исходя из предложенного авторами объема контрабанды. 2) Расчет построен на предположении, что было бы, если бы вся контрабанда была ввезена в Украину легально, с уплатой всех налогов и пошлин. Цена пачки сигарет без фильтра, для которой идет подсчет НДС, составляет 10+3 Евро х 5,4 + 8,5 / 50 = 1,57 гривны, что с учетом НДС дает цену пачки в 1,89 гривны. Безусловно, при такой цене легальный импорт российских сигарет (даже с фильтром) становится абсолютно бессмысленным. Потери для бюджета при этом возникают из-за того, что контрабандные сигареты могли бы быть замещены произведенными в Украине сигаретами, с которых уплачены все налоги. Но в таком случае, из расчета потерь нужно исключить всю сумму ввозной пошлины. Что касается НДС, то, по данным Госкомстата, в 2000 году средняя цена сигарет без фильтра составляла 0,92 гривны за пачку, а с фильтром – 1,42 гривны. Таким образом, потери от неуплаченного НДС составили бы от сигарет без фильтра 0,92 / 6 / 20 х 20,3 млрд. = 156 млн. гривен, а от сигарет с фильтром 1,42 / 6 / 20 x 2,3 млрд. = 27 млн. гривен. Таким образом, более реалистическими являются следующие подсчеты потерь: 195 (акциз) + 183 (НДС) = 378 млн. гривен, то есть в 2,5 раза меньше, чем указано СОВАТ. Международный центр перспективных исследований оценил общий объем контрабанды в 1999 году в 18,6 млрд. штук, а для потерь госбюджета привел две оценки: 660 млн. гривен и 400 млн. гривен. Первая исходит из методики, аналогичной используемой СОВАТ, но с учетом реалистичной таможенной стоимости сигарет без фильтра. При этом авторы подсчета справедливо указывают, что “Однако при условии уплаты всех налогов цена, например, “Примы” без фильтра российского производства превысила бы 1 гривну. А в таком случае этот вид продукции стал бы неконкурентоспособным по сравнению с украинскими аналогами. Поэтому приведенная оценка является скорее теоретической. Потери бюджета можно оценить точнее, если определить возможные поступления от легального производства такого же количества сигарет в Украине при условии отсутствия нелегального ввоза”. Поэтому они предлагают другую схему подсчета: “Используя данные 1999 года об объемах производства и общих отчислений табачных компаний в бюджеты всех уровней, мы подсчитали, что в среднем каждая произведенная в Украине сигарета содержала около 2,2 копейки налогов. Опираясь на этот показатель, можно определить, что если бы весь объем незаконно импортированных сигарет был бы легально произведен в Украине, то бюджет дополнительно получил бы не менее 400 млн. гривен в виде налогов и сборов”. МЦПИ не учитывает, что налоги были уплачены со всех сигарет (60% из них были с фильтром), а контрабанда, по их данным, на 94% состоит из сигарет без фильтра, поэтому расчетная сумма налогов на одну сигарету должна быть существенно ниже. Интересно, что эти же авторы оценивают общий объем контрабандного рынка в 700 млн. гривен. Получается, что доля налогов в этом объеме составляет не менее 57%. Это равно минимальному уровню стран ЕС, а в Украине он составляет порядка 32%. Исходя из этого, более реалистической оценкой потерь бюджета может быть названа цифра в 224 млн. гривен. Таблица 4.2. Потери сводного бюджета и Пенсионного фонда от нелегального импорта сигарет в 1999 году (по расчетам МЦПИ)
* За средние принято такие величины таможенной стоимости: 0,45 грн для сигарет без фильтра, 2,5 грн. для сигарет с фильтром. 4.1.2. Оценка ИЦПАН объема контрабанды и потерь бюджетаОбъем легального рынка табачных изделий (производство – экспорт + импорт) хорошо известен по данным статистики. В 2000 году он был равен 53,6 млрд. штук. Все подсчеты объема контрабанды ведутся исходя из общего объема рынка табачных изделий (при условии, что отсутствует контрабанда табачных изделий из легального рынка Украины в другие страны). Безусловно, точно измерить объем рынка нельзя. В июне 2001 года Институтом социальных исследований был проведен национально репрезентативный опрос населения Украины, где респондентам задавались вопросы о количестве выкуренных сигарет. Тщательный анализ данных опроса с учетом половозрастной структуры населения позволил подсчитать количество ежегодно выкуриваемых в Украине сигарет (включая контрабандные), которое оказалось равным 67 млрд. штук (таблица 3.17). Однако методика опроса тоже имеет свои недостатки и нельзя полагаться только на нее. Есть более простой и надежный метод. Табачные компании склонны преувеличивать объем рынка, чтобы преувеличить объем контрабанды и добиться более низких налогов. Поэтому из всех оценок табачных компаний нужно брать самые низкие. Оказалось, что для Украины эта цифра довольно стабильна – 65 млрд. штук. Такую оценку дает журнал Tobacco Reporter для 1996 года, фирма Джи.Ти.Ай для 1999 года (журнал «Компаньон», № 9, 2000), фирма Филип Моррис для 2000 года (газета «Бизнес», № 9, 2001). Интересно, что Ассоциация “Укртабак”, которая в сообщениях для печати приводит цифру 75 млрд. штук, в письме на английском языке во Всемирную Организацию Здравоохранения в связи общественными слушаниями о Рамочной Конвенции по Контролю над Табаком пишет: “Согласно профессиональным оценкам, общий объем рынка снизился с 80 млрд. сигарет в 1990 году до 65-70 млрд. сигарет в 1999 году”. Таким образом, вполне реалистично исходить из того, что в 2000 году общий объем рынка составлял 67 млрд. штук, следовательно, объем контрабанды был равен 13 млрд. штук. Для простоты расчетов будем исходить из того, что этот объем состоит из 10 млрд. сигарет без фильтра и 3 млрд. сигарет с фильтром. В случае если бы все эти сигареты были произведены в Украине, бюджет смог бы получить следующие доходы. (Таблица 4.3) Таблица 4.3. Потери бюджета вследствие контрабанды в 2000 году
Полученная сумма в 6 раз меньше, чем общие налоговые поступления от табачных компаний в 2000 году (1,5 млрд. гривен). В реальности же объем потерь будет еще меньше, так как контрабандные сигареты без фильтра продаются по цене порядка 0,50 гривны за пачку и нельзя ожидать, что весь их объем заменится пачками по 0,92 гривны. Кроме того, часть контрабандных сигарет с фильтром (в основном международных марок) поступает на рынок Украины без всяких марок акцизного сбора и для ликвидации этого потока бесполезно уравнивать ставки акцизного сбора с соседними странами. Таким образом, реальные потери от контрабанды, на которую влияют относительно высокие ставки акцизного сбора, составляли в 2000 году не более 200 млн. гривен. В 2001 году, по общему мнению, объем контрабанды сигарет сократился примерно вдвое (хотя ожидаемого роста производства сигарет без фильтра не произошло). Поэтому для 2001 года потери госбюджета от контрабанды составят не более 100 млн. гривен, что соответствует оценке Государственной налоговой администрации. Предлагаемое повышение ставки акцизного сбора до 13,5 гривны за 1000 штук может дать рост поступлений в бюджет только от акцизов на 30%, то есть примерно 160 млн. гривен. Если даже объем контрабанды вернется к уровню “пиковых” 1999-2000 годов (что маловероятно), то дополнительные потери бюджета составят порядка 100 млн. гривен. 4.1.3. Расчет доходов бюджета от контрабанды украинских сигаретПо оценкам экспертов, низкие налоги на сигареты с фильтром в Украине приводят к тому, что легально проданные в Украине сигареты с украинскими акцизными марками нелегально вывозятся в другие страны (см. ниже). При этом в государственный бюджет уплачиваются все налоги. При вывозе 1 тысячи сигарет с фильтром стоимостью 1,50 гривны за пачку доходы бюджета составят: 10 гривен (акцизный налог) + 2,5 гривны (налог в пенсионный фонд) + 1,50 х (20/120) (НДС) х 50 (количество пачек по 20 сигарет в 1000) = 25 гривен. По оценкам экспертов ассоциации СОВАТ (журнал Tobacco Review, № 3, 2001) в 2000 году таким образом было вывезено 5 миллиардов сигарет. Таким образом, в 2000 году доходы бюджета Украины от контрабанды украинских сигарет составили 125 миллионов гривен. В 2001 году в Украине наблюдался бурный рост производства сигарет с фильтром, что дает основания предположить, что их нелегальный вывоз увеличился. Но даже если он остался на уровне 2000 года, в 2001 году баланс доходов и потерь бюджета Украины от контрабанды сигарет стал позитивным. 4.1.4. Международный опытЧасто утверждается (обычно представителями табачной индустрии), что более высокие налоги на сигареты не будут оказывать желаемого эффекта повышения доходов бюджета и снижения потребления сигарет. Это утверждение в значительной степени основано на том аргументе, что более высокие налоги будут вести к увеличению всех форм контрабанды, заметно сокращая, таким образом, легальную продажу сигарет, но не уменьшая общего потребления, поскольку легальная продажа замещается контрабандой. Некоторые страны (наиболее известны примеры Канады и Швеции) поверили этим аргументам, и отменили принятые ими ранее повышения табачных налогов. В начале 1990-х годов налоги на табак в КАНАДЕ были удвоены. Оценки показали, что рыночная доля ввезенных контрабандой сигарет, которая была низка до 1990 года, достигала почти 30% (пик пришелся на 1993 год). Большая часть черного рынка сигарет в Канаде состояла из произведенных в самой Канаде сигарет, которые были экспортированы в США и затем ввезены контрабандой назад в Канаду. Отмечено, что между 1990 и 1993 годами общее потребление сигарет на душу населения снизилось на 14%, хотя, согласно оценкам, потребление контрабандных сигарет повысилось с 1,3 миллиарда до 14,5 миллиардов. В результате резкого подъема контрабанды сигарет размер бюджетных поступлений от табачных налогов несколько упал с 1991 по 1993 год, хотя он был все еще намного выше бюджетных поступлений до повышения налогов. В ответ на агрессивную кампанию, проводившуюся табачной индустрией, акцизные налоги на табак в Канаде были значительно снижены. В результате снижения налогов распространенность курения резко повысилась, полностью изменив ранее наблюдавшуюся нисходящую тенденцию, обусловленную ростом налогов. И хотя цель снижения налогов состояла в том, чтобы повысить доходы от табачных налогов и справиться с проблемой контрабанды, результат оказался прямо противоположным. Налоговые доходы федерального бюджета резко упали с 2,98 миллиардов канадских долларов в 1992-1993 годах, последнем полном бюджетном году до снижения налога, до 1,91 миллиардов канадских долларов в 1994-1995 годах, первом полном бюджетном году после снижения налога). Это падение доходов произошло, несмотря на резкий рост легальных продаж сигарет(с 30,2 миллиардов сигарет в 1993 году до 45,6 миллиардов сигарет в 1994 году). После тщательного анализа этих неудач Канада возвратилась к политике роста налогов на табак. В ноябре 2001 года федеральное правительство Канады и провинции страны подняли налог на табак до 4,50 канадских долларов (2,83 американских долларов) на блок из 200 сигарет, с целью уменьшить уровень курения. Ожидается, что повышение налогов, уже второе в этом году, принесет в федеральную казну 240 миллионов канадских долларов в год. Более высокие налоги не будут содействовать росту контрабанды, потому что параллельно повышается и специальный налог на экспорт сигарет, который был введен в Канаде, чтобы уменьшить стимул заниматься контрабандой экспортируемых канадских сигарет назад в Канаду. Повышение налогов в апреле 2001 года не привело к росту контрабанды. ШВЕЦИЯ имела почти такой же опыт, как и Канада. Несмотря на то, что цены на сигареты там были выше, чем в большинстве стран ЕС, в 1996 году уровень контрабанды был оценен на уровне 2% сигаретного рынка страны. Два существенных повышения налога, в декабре 1996 и августе 1997 года подняли цены на сигареты в среднем на 43%. Рост налогов оказался эффективным средством как повышения налоговых доходов, так и сокращения курения в Швеции. Доходы бюджета от табачных налогов в 1997 выросли на 9%, а распространенность курения, по данным ежегодных опросов, резко упала в течение 1996 и 1997 годов. В то же самое время отдельные сообщения прессы и некоторые ограниченные статистические данные дали основание предположить, что после увеличения налогов возросла контрабанда сигарет. Контрабанда стала казаться проблемой, и принятое в августе 1997 года повышение налогов было отменено в августе 1998 года. В результате налоговые доходы шведского бюджета от сигарет уменьшились с 6313 миллионов шведских крон в 1997 году до 5770 миллионов шведских крон в 1998 году, в то время как легальные продажи сигарет на душу населения повысились с 34 пачек в 1997 году до 51 пачек в 1998 году. Опыт многих других стран зеркально отражает опыт Канады и Швеции. В самых разных странах, за очень редким исключением, увеличение ставок налога на табак вело к увеличению налоговых доходов и сокращению потребления табака. В Южной Африке, например, с 1990 по 1997 год табачные налоги были увеличены на 351%, что повысило доходы бюджета на 177% и сократило уровень легальных продаж на 22%. При этом контрабанда возросла от незначительного уровня до приблизительно 6% рынка. Точно так же данные из Великобритании за период 1971-1993 годов показывают, что эластичность доходов бюджета от табачных налогов составляет 0,6-0,9, то есть повышение налога на сигареты на 10%, повышает доходы от этого налога на 6-9%. Аналогичным образом, Франция в 1991-1996 годах несколько раз увеличивала налоги и цены, почти удвоив номинальную розничную цену сигарет. Это привело к сокращению продажи сигарет более чем на 14% и уменьшило распространенность курения на 15%. При этом доходы бюджета от налога на табак повысились почти на 80%, а контрабанда осталась на незначительном уровне. 4.1.5. Украинский опытАкцизные налоги на табак в 1993-1995 годах несколько раз уменьшались. Данные относительно доходов бюджета за эти годы недоступны, но данные о легальном потреблении сигарет (производство - экспорт + импорт) показывают, что контрабанда в те годы была очень высока (20-25 миллиардов сигарет в год или 30-40% общего рынка). В 1996-1998 годах акцизные налоги на табак ежегодно увеличивались. Доходы бюджета от этих налогов увеличились с 54 миллионов гривен (30 миллионов долларов) в 1996 году до 129 миллионов гривен (70 миллионов долларов) в 1997, и до 286,7 миллиона гривен (117 миллионов долларов) в 1998 году. Уровень контрабанды в 1998 году оценивался на уровне 4-10 миллиардов сигарет или 6-15% общего рынка. Рост контрабанды в 1999 году был вызван внешними факторами, а именно большим различием между ставками налога на сигареты без фильтра в России и Украине. Это различие было, главным образом, вызвано известным финансовым кризисом августа 1998 года, когда курс обмена и российского рубля, и украинской гривны к доллару и другим твердым валютам упал, тогда как ставка налогов была установлена в рублях в России, а в Украине в евро. Уровень контрабанды в 1999 году оценивается величиной 13 миллиардов сигарет (20% полного рынка), приблизительно вдвое меньше, чем в 1995 году. При этом доходы бюджета от акцизных налогов на табак увеличились с 522 миллионов гривен (126 миллионов долларов), несмотря даже на уменьшение легального потребления табака с 61 до 51 миллиарда сигарет. В ноябре 1999 ставки налогов были уменьшены, и в 2000 году бюджет получил только 446 миллионов гривен табачных налогов (195 миллионов в первой половине года, когда ставка налога на сигареты без фильтра была 7 гривен, и 251 миллион гривен во второй, когда ставка была 10 гривен на 1000 сигарет). Это равно всего лишь 82 миллионам долларов, что на 25% меньше, чем бюджетные поступления 1999 года. При этом легальное потребление возросло лишь до 53,6 миллиардов сигарет, или всего на 5%. Украинский опыт ясно показывает, что повышение налогов на табак само по себе не приводит к росту уровня контрабанды, но обеспечивает рост доходов бюджета. |
Оглавление отчета "Информационный Центр по
Проблемам Алкоголя и Наркотиков" |