Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

Какими должны быть меры по защите сограждан от табака?

16 ноября 2007 года в Казани состоялось заседание городской межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, на котором было принято решение разработать городской план мероприятий по борьбе против табака.

Вслед за многими, кто не равнодушен к проблеме, мы констатируем: закон «Об ограничении курения табака» (№ 87-ФЗ) неэффективен. Поэтому мы можем рассчитывать только на меры, которые могут быть разработаны на региональном и местном уровне и будут приняты к исполнению властями.

Приглашаем читателей бюллетеня «Феникс» к обсуждению комплекса мер, направленных на уменьшение ущерба от табака. Предложения могут касаться действий городских властей разных уровней, являющихся компетенцией городских Комитетов и Управлений, а также действий на местах (в школах, в вузах, на предприятиях, в лечебных учреждениях, инициатив общественных организаций и т.д.). Мы считаем, что важно также определить также возможности участия гражданского общества в реализации отдельных предложений.

Коалиция «За свободный от табачного дыма Татарстан!», как общественное объединение республиканского уровня, может также инициировать обсуждение мер, необходимых для решения проблем, вызываемых табаком, и на уровне Республики Татарстан.

Примером являются материалы Открытого института здоровья (г. Москва), который разработал пакет действий по борьбе против табака, возможных на региональном уровне.

Региональная программа по борьбе с курением.

1. Проведение информационной политики по информированию общества о вреде курения.

1.1. Размещение антитабачной социальной рекламы в региональных СМИ;

1.2. Размещение публицистических телепередач, статей и интервью с экспертами в региональных СМИ;

1.3. Проведение конференций с участием ученых-экспертов, представителей общественных организаций и государственных служащих из ведомств, имеющих отношение к решению проблем, связанных с курением;

1.4. Разработка и проведение кратких информационных курсов о вреде курения для проведения в учебных заведениях и на рабочих местах;

1.5. Разработка и распространение информационных материалов по информированию курящих;

1.6. Проведение программ дополнительного образования, курсов переподготовки и летних школ для социальных работников, психологов, медиков, включая специалистов по лечению табачной зависимости и семейных врачей, сотрудников правоохранительных органов и т.д.;

1.7. Введение и развитие в учебные программы для студентов-медиков курсов о вреде курения и борьбе с ним.

2. Регулирование доступности табачных изделий:

2.1. Регулирование количества торговых точек, имеющих лицензию на торговлю табачными изделиями путем введения открытых конкурсных торгов лицензий из расчета:

Для городских поселений:

Из расчета 1 точка на 5 тысячи человек;

Для сельских поселений:

Из расчета 1 точка на 1 тысячу человек.

2.2. Введение представителей общественности в качестве наблюдателей в состав органов государственной власти, ответственных за контроль выполнения требований к держателям лицензий по производству и обороту табачной продукции.

2.2. Запрет на продажу табачных изделий ночью за исключением обслуживания в барах и ресторанах.

3. Внедрение программ консультаций для курящих.

3.1. Выявление курящих:

• По информации участковых, социальных работников и граждан;

• При госпитализации;

• По результатам медицинских обследований;

• При получении административного взыскания о курении в неположенном месте;

• По информации от работодателей и медицинских работников на предприятиях;

3.2. Консультация врача в течение 5–20 минут о вреде курения.

4. Проведение исследований табачного рынка, проблем, связанных с табакокурением, и результатов изменения мер регулирования потребления табачных изделий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с размещением всех результатов исследований в открытом свободном доступе в интернете.

4.1. Организация мониторинга ситуации по табакокурению в регионе;

4.2. Создание единого регионального массива данных относительно табакокурения, включающего статические данные различных министерства и ведомств;

4.3. Выделение грантов на исследования ситуации по табакокурению в регионе исследовательским коллективам на конкурсной основе.

5. Создание и усиление институтов государственной власти по борьбе с курением.

5.1. Создание координационного совета с участием органов государственной власти региона и представителей общественности, подчиняющегося губернатору или одному из заместителей губернатора, ответственного за вопросы здравоохранения;

5.2. Создание отделов по борьбе с курением в региональном Министерстве здравоохранения.

5.3. В координационный совет сходят представители ведомств, занимающихся профилактикой курения, лечением его последствий, регуляцией табачного рынка, выявлением и борьбой с правонарушениями в сфере производства и оборота табачных изделий и др., представители законодательного собрания региона и муниципальных властей и т.д.

6. Меры по увеличению доступности терапевтической помощи для лиц, страдающих табачной зависимостью.

6.1. Развитие и модернизация системы лечения табачной зависимости путем адаптации современных методов и технологий;

6.2. Развитие системы психологической помощи страдающим от табачной зависимости путем адаптации современных методов;

6.3. Поддержка групп самопомощи страдающих табачной зависимостью;

6.4. Изучение эффективности методов лечения и реабилитации табачной зависимости с публикацией результатов исследований.

7. Поддержка инициатив неправительственных организаций по профилактике проблем, связанных с курением, и борьбы с ними и их последствиями.

7.1. Проведение регулярных встреч представителей государственной и муниципальной власти с представителями неправительственных организаций;

7.2. Осуществление административной, информационной и по возможности финансовой поддержки инициатив неправительственных организаций.

8. Меры по контролю исполнения нормативно-правовых актов в сфере производства, оборота и потребления табачных изделий и выявлению и пресечению нарушений, включая торговлю табачными изделиями, продажу табачными изделиями до установленного законом возраста, курение в общественных местах и т.д.

8.1. Создание в региональном Министерстве внутренних дел отдела, специализирующегося на борьбе с нарушениями законодательства в сфере производства, оборота и потребления табачной продукции;

8.2. Создание горячей линии для сообщений граждан и представителей общественных организаций о фактах нарушения законодательства в данной сфере;

8.3. Внедрение программы контрольных закупок для выявления нарушений;

8.4. Создание общественно-государственных советов в муниципальных образованиях по вопросам контроля таких нарушений.

9. Программы, направленные на ограничение и запрещение курения на рабочих местах.

9.1. Консультации с работодателями о вреде курения работниками на рабочих местах;

9.2. Обучение и переподготовка медицинских работников на предприятиях;

Мы выделили несколько приоритетных (по нашему мнению) пунктов из полного пакета:

1. Проведение круглых столов и ежегодных городских конференций с участием государственных служащих из ведомств, имеющих отношение к решению проблем, связанных с курением, а также ученых-экспертов и представителей общественных организаций.

2. Разработка и проведение кратких информационных курсов о вреде курения во всех учебных заведениях региона.

3. Разработка и распространение информационных материалов для курящих;

4. Создание координационного совета с участием органов государственной власти региона и представителей общественности, подчиняющегося президенту РТ или одному из его заместителей.

5. Создание подразделения (отдела) по борьбе с курением в Министерстве здравоохранения РТ.

6. Создание в Министерстве внутренних дел РТ отдела, специализирующегося на борьбе с нарушениями законодательства в сфере производства, оборота и потребления табачной продукции.

7. Создание горячей линии для сообщений граждан и представителей общественных организаций о фактах нарушения законодательства в сфере производства, оборота и потребления табачной продукции..

Приглашаем к обмену мнениями с целью разработки пакета предложений к правительству Республики. Вы можете направить свои предложения в городской план по электронной почте координатору Коалиции (andrin@kstu.ru) или по факсу ((843)5439070 для Ананьевой Г.А.).

координатор Коалиции «За свободный от табачного дыма Татарстан!» профессор И.Н. Андреев

директор центра профилактики алкогольной и наркотической зависимостей «Выбор», член Коалиции Г.А. Ананьева

к содержанию

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz