Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

Словарь МНАТ-6

Сент-Экзюпери, Антуан де (22.06.1900 - 31.07.1944) Antoine de Saint-Exupery

Выдающийся писатель и мыслитель ХХ века, автор философской сказки «Маленький принц», романов «Земля людей», «Ночной полет» и др. Гуманистические идеи Сент-Экзюпери трезвенники могут использовать в разных формах.

1. Великолепным подспорьем в психотерапевтической работе является сюжет из «Маленького принца». Его герой рос вне алкогольного окружения. Следовательно, «игру в алкоголика» он воспринимает как абсурдную.

«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок – пустых и полных.

– Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.

– Пью, – мрачно ответил пьяница.

– Зачем?

– Чтобы забыть.

– О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

– Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.

– Отчего же тебе совестно? – спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

– Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», – думал он, продолжая путь» [1. т. 1, С. 474-475].

Сент-Экзюпери дает поразительную по эмоциональной силе характеристику наркотически зависимого человека и той роли, которую он стремится играть в своем окружении.

Важнейшая задача психотерапевтической работы с людьми, имеющими наркотическую зависимость, - научить их ответственности за себя и за свое поведение. А вот как описывает основной пафос творчества Сент-Экзюпери современный публицист:

«И в легкой, акварельной сказке, словно сотканной из невесомой озорной фантазии, - «Маленьком принце», и в суровом документальном «Военном летчике» все время рефреном звучит: «Мы в ответе».

Но в том-то и дело, что ответственность понималась им как чудесно дарованная человеку высшая форма радости, счастья, наслаждения. Не гнетущая долу, отравляющая жизнь ноша, а благо и блаженство.

Ответственность – то, что делает человека человеком, летчика – летчиком, влюбленного – любящим.

Ответственность – не согбенность, не охи и причитания, а развернутые плечи, гордо поднятая голова, твердый взгляд: я отвечаю!

Не жлобское сетование на судьбинушку, а благодарность ей за то, что даровала это тяжкое сладкое бремя. Бремя счастья. Радость ответственности.

Счастье, любовь, смысл жизни, сама жизнь, ответственность – все это одно и то же, только буквы разные» [5, С. 8].

2. Сент-Экзюпери не состоял в рядах трезвеннических организаций и – увы! – не являлся абстинентом [2; 4, С. 211, 219]. Однако идея о наличии более сильных радостей, чем алкоголь, проходит в его произведениях, что называется, открытым текстом. Вот его рассказ о предвкушении первого в жизни самостоятельного полета:

«Потом я простился с Гийоме, и мне захотелось немного пройтись, подышать морозным вечерним воздухом. Подняв воротник, я шагал среди ничего не подозревающих прохожих, молодой и ретивый. Меня окружали незнакомые люди, и я гордился своей тайной. Они меня не знают, бедняги, а ведь на рассвете с грузом почты они доверят мне свои заботы и душевные порывы. В мои руки передадут свои надежды. И, уткнувшись в воротник, я ходил среди них как защитник и покровитель, а они ничего и ведать не ведали.

Им не были внятны и знаки, которые я ловил в ночи. Ведь если где-то зреет снежная буря, которая помешает мне в моем первом полете, от нее, возможно, зависит и моя жизнь. Одна за другой гаснут в небе звезды, но что до этого прохожим? Я один понимал, что это значит. Перед боем мне посылали весть о расположении врага.

А между тем эти сигналы, исполненные для меня такого значения, я получал возле ярко освещенных витрин, где сверкали рождественские подарки. Казалось, в ту ночь там были выставлены напоказ все земные блага, - и меня опьяняло горделивое сознание, что я от всего этого отказываюсь. Я воин, и мне грозит опасность, на что мне искристый хрусталь – украшение вечерних пиршеств, что мне абажуры и книги? Меня уже окутывали туманы, - рейсовый пилот, я уже вкусил от горького плода ночных полетов» [1. т. 1, С. 186-187].

Итак, эйфория от состояния борьбы куда сильнее, чем от алкогольного опьянения.

«Помню, однажды в Париже мы с Мермозом и еще несколько друзей справляли чей-то день рождения и далеко за полночь вышли из бара, злясь на себя за то, что слишком много говорили, слишком много пили и без толку вымотались. А небо уже светлело, и вдруг Мермоз стиснул мою руку, да так, что впился в нее ногтями. «Послушай, а ведь сейчас в Дакаре…» В этот час механики протирают спросонья глаза и расчехляют винты самолетов, в этот час пилот идет к синоптикам за сводкой, по земле шагают сейчас только твои товарищи. Небо уже голубело, уже шли приготовления к празднику – но не для нас, уже расстилали скатерть, а мы не были приглашены на пир. Сегодня жизнью будут рисковать другие…

- А здесь – экая гнусность… - докончил Мермоз» [1. т. 1, С. 295].

Один из первых биографов великого французского писателя сообщает нам: «Одна из сильнейших необходимостей у Сент-Экса, необходимость почти физическая, - ощущать, что он живет. Попав под обстрел зениток, Сент-Экс спрашивает у своего наблюдателя и пулеметчика: «Не задело?» - «Нет». И тут же он мысленно восклицает: «Их не задело! Они неуязвимы. Они вышли победителями. Я хозяин экипажа победителей!.. Я все еще плаваю в моем живительном торжестве. И я начинаю ощущать совершенно нежданно негаданное блаженство. Как если бы с каждым новым мигом мне вновь и вновь даровали жизнь. Как если бы с каждым мигом я все сильнее и сильнее ощущал, что живу. Живу! Я жив. Я все еще жив. Жизнь бьет из меня ключом. Мною овладевает опьянение жизнью. Говорят – «опьянение боем». Нет, это опьянение жизнью!» [4, С. 329-330]

Словно предчувствуя наркотические беды начала третьего тысячелетия, Сент-Экзюпери в своем главном философском труде «Цитадель» пишет о долгом пути к лучшим качествам человека:

«Все начинается с дела – созидай, постигай, твори. Рано или поздно придет воздаяние.

Но те, что любят возлежать в парадной постели, желают заполучить в свое распоряжение главное, не преодолев дробности. Так курильщик гашиша за несколько су опьяняется творчеством.

Кто они, как не гулящие, отданные на волю всех ветров? Как снабдишь их любовью?» [1. т. 3, С. 410-411].

К сожалению, и сегодня, через шесть с лишним десятилетий после героической гибели Сент-Экзюпери, нет общепринятого ответа, как вернуть людям их естественные чувства, как преодолеть тягу к химическим и другим заменителям…

3. Питейная индустрия стремится доказать извечность алкоголепотребления, его необходимость для организма, например, способность алкогольных изделий утолять жажду. В этих условиях гимн естественному напитку, созданный Сент-Экзюпери, является хорошим подспорьем для сторонников общественного здоровья:

«Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты – божество, которое так легко спугнуть…

Но ты даешь нам бесконечно большое счастье» [1. т. 1, С. 289].

4. А заключительные строки из «Планеты людей» можно ставить эпиграфом к сегодняшним демографическим трактатам:

«Меня мучит не вид нищеты, - в конце концов, люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем… То, что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт» [1. т. 1, С. 308].

С первых лет своего существования МНАТ активно использует творчество Сент-Экзюпери в профилактике. В 1994 году в приложении к «Фениксу» опубликована подборка материалов из его произведений. В 1997 году МНАТ первой из трезвеннических организаций СНГ выпустила специальный очерк о профилактических возможностях творчества Сент-Экзюпери [3]. 13.03.1996 и 3.10.2001 в Казани трезвенниками проведены тематические вечера, посвященные сказке «Маленький принц». В декабре 2007 года казанские мнатовцы посетили выставку художницы Елены Титовой «Путешествие с Маленьким принцем».

Литература:

1. Сент-Экзюпери Антуан де. Сочинения в 3-х томах. – Рига: Полярис, 1997.

2. Сент-Экзюпери Консуэлло де. Воспоминание Розы. – М.: КоЛибри, 2006. – 340с.

3. Ловчев В.М. Опьянение … жизнью (творчество Сент-Экзюпери в свете современных наркотических проблем) // Эйфория, 1997, № 6.

4. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М.: Молодая гвардия, 1965. – 464с.

5. Филимонов Г. Для чего владеть звездами // Республика Татарстан, 6.08.1994, С. 8-9.

 

к содержанию

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz