Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

Властители дум: Театр, который не шатается

О том, что Райкин, сыгравший целую галерею забулдыг и пьяниц (вспомните хотя бы нетленное «В греческом зале, в греческом зале….»), терпеть не мог спиртного, говорят все очевидцы. «Максимум, что он себе позволял, – утверждает бывший главный администратор его театра Р. Ткачев, – это бокал сухого вина или одну-две рюмки коньяка по большим праздникам и после долгих уговоров».

Не пил сам, не желал видеть пьяных рядом. Когда его сын Константин стал первокурсником и вкусил студенческой вольницы с ее вечеринками и выпивками, Аркадий Исаакович быстро решил эту проблему. «Я один раз пришел домой немного выпивши, другой, а третий он заходит ко мне в комнату: «Костя, а почему ты пьяный?» – этим своим страшным тихим голосом. И все. Прошибло», – признавался нынешний руководитель театра «Сатирикон».

Виктория Горшенина пишет: «Он не терпел пьянства в актерской среде. Наш театр мы называли – «Единственный, который не шатается». Если в труппе появлялся даже очень талантливый, но пьющий актер, Аркадий под любым предлогом старался от него избавиться».

Однажды в их программу был приглашен циркач. Ужин на гастролях в гостиничном ресторане. Райкин заметил, что новичку официант несет полный граненый стакан. Он подошел к столику и поинтересовался, что в стакане. «Вода!» – покраснел артист. «Ах, вода! А меня мучит жажда. Можно выпить?» «Пейте…» – только и выдохнул тот. И Райкин выпил граненый стакан водки медленными глотками, как воду. А сидевшим за столом актерам сказал: «Завтра спектакль. Всем надо быть в форме». И твердой походкой вышел из ресторана. На следующий день его жена рассказала, что в номере он, не раздеваясь, упал на кровать и проспал до утра беспробудным сном. Он совершенно не пил… Возможно, причиной было воспитание, или здоровье, которое с годами подводило его все чаще и чаще, надо было беречь силы для сцены, а играть народному артисту приходилось много. Его театр, где никогда не было свободных мест, был все-таки театром одного актера, публика шла «на Райкина».

Он не пил, а пьяных играть любил, считая, что с этим злом надо бороться силой искусства. Он изображал их даже дома. У Кати и Аркадия Исааковича была любимая застольная игра – «в пьяных». «Сначала я была просто навеселе, потом у меня клонилась голова и до отказа поднимались брови», – вспоминает его дочь. Но на этом моменте Райкин, говоря актерским языком, «кололся» и начинал хохотать, переставая ей подыгрывать…

Но он, король умного смеха, не только боролся за трезвость со сцены или с экрана. После оглушительного успеха миниатюры про человека, пытавшегося выпить и закусить в музее, артист решил действовать дальше. В мемуарах Райкин пишет: «Я пошел в соответствующее учреждение, посоветовал открыть на западный манер много кафетериев, бистро, не для того, чтобы они приносили какие-то доходы хозяйству, а чтобы было людям где посидеть в удовольствие в свободное время, побеседовать с друзьями, книгу почитать, журналы, газеты. На меня посмотрели как на фантазера, несущего всякую околесицу…» http://www.eda-server.ru/gastronom/deficit.htm

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz