Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

Периодизация трезвенного движения в России XIX-начала XXI вв.

 

Выход работы уважаемого С.Н. Шевердина «Трезвенническое движение» (Проект статьи для словаря МНАТ // Эйфория. 2006. №2) стал очень своевременным. Давно существует необходимость обсудить вопросы теории и истории движения. Предлагаем соратникам на обсуждение определение и периодизацию движения.

  1. Определение.

«Трезвенное движение (ТД) – это общественное движение за добровольный отказ (временный или постоянный) от потребления алкоголя, принятие ор­ганами местного самоуправления и государством ограничительно-запрети­тельных и просветительных мер». Можно было бы написать «за полный постоянный отказ», но тогда в движение не войдёт крестьянское движение 1858-1859 годов как отказ от потребления дорогой и «некачественной» водки откупщиков, а его из истории не выбросишь. Участники движения, не только  в России, но и в Европе, Америке, вначале боролись против потребления водки (и подобных ей крепких изделий) и лишь спустя десятилетия началось движение против потребления любых алкогольных изделий.

 

2. Таблица. Периодизация трезвенного движения в России-СССР.

1. Период жизни страны. Социально-экономический строй, временные рамки

2. Время,  наименование, распространённость трезвенного движения (ТД)

3. Состав

участников трезвенного движения

Кризис феодально-крепостнического строя, 1830-1850-е гг.

1837-1838гг. -  региональное ТД. - Прибалтика;

1.    1858-1859гг.- первое общероссийское ТД. - Европейская часть Российской империи.

Крестьяне, лютеранские пасторы.

Крестьяне, священники (последние принимали у крестьян присягу в том, чтобы не пить).

Развитие капитализма, 1860-е - середина 1890-х гг.

2.                   1880-е – сере­дина 1890-х гг. «Второе ТД». - Россия (в грани­цах империи).

Крестьяне, священники, учителя[i] (С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой и др.).

Империализм, середина 1890-х гг. - 1917г.

3.                   середина 1890-х гг. – 1917г. «Третье ТД». - Россия (в грани­цах империи).

Крестьяне, рабочие, священники, врачи, предприниматели (М.Д. Челышов и др.).

Революция, строительство коммунистического общества («юность коммунизма», по А.А. Зиновьеву[ii]), советская цивилизация (по С.Г. Кара-Мурзе[iii]), 1918 – 1953гг.

4.                   1928-1930гг. «Четвёртое ТД». - СССР.

Служащие, рабо­чие.  

Коммунизм, советская цивилизация, 1960-е - гг. -1988г.

5.                   1970- е гг.-1988г. «Пятое ТД». - СССР.

В т.ч.:

5.1. Первая половина 1970-х гг. – 1981г. – период «клубной», «внутренней» (часто поневоле), местной  работы;

5.2. Декабрь 1981- 1988гг. – период открытого народного дви­жения.

Интеллигенция, рабочие.

Разрушение коммунизма, советской цивилизации. Послекоммунистическая, послесоветская Россия («социал-коммунизм», по В.В. Головко[iv]), 1989г. – начало XXI в.

6.                   1989г. – начало XXI в. «Шестое ТД». – СССР; с конца 1991г. -Россия, страны СНГ и Балтии.

Интеллигенция, рабочие.

Литература к таблице: Фёдоров В.А. Трезвенное движение // Советская историческая энциклопедия. М., 1973. Т. 14. Стб. 381; Шичко Г.А. Трезвенные движения // Маленький словарь оптималиста. Л., 1984; Протько Т.П. В борьбе за трезвость: Страницы истории. Минск: Наука и техника, 1988. 165 с.; Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России, Европе, США как движение за самосохранение человечества (XIX в.-1914 г.) // Социологические исследования. М. 1997. №9. С. 117-122; Словарь оптималиста / Сост. и ред. Е. Батраков. 2-е изд. Абакан, 2003. С. 27-29, 44-46, 48; Ловчев В. Водка сильна, но сильнее воля своя! Трезвеннические  традиции Казани в контексте общероссийских антиалкогольных добровольческих инициатив // Эйфория. 2003. №9. 56 с.; Основы собриологии / Ред. А.Н. Маюров. М.: Свободное сознание, 2003. С. 34-39; Шевердин С.Н. Трезвенническое движение (проект статьи для Словаря МНАТ). Эйфория. Казань. 2006. №2 (109). 46 с.

 

3. Пояснения к таблице.

1. За основу выделения этапов трезвенного движения берутся этапы соци­ально-экономического развития России. При этом мы учитываем методоло­гию В.И. Ленина,  которую он предложил в статье об этапах революционного общественного движения в России[v].  Правда, у Ленина в основе этапов движе­ния был социальный состав участников, а не этапы социально-экономического развития страны. Но изменение состава участников революционного движения совпадало с новыми этапами развития страны. В новых социально-экономических условиях менялся и социальный состав движения.

Иными словами, на каждом этапе социально-экономического развития Рос­сии трезвенные движения (или этапы ТД) существенно отличаются от пре­дыдущих по условиям работы, задачам, а нередко и по социальному составу участников.

2. На наш  взгляд, правильнее говорить о «трезвенном», а не о «трезвенниче­ском» движении, ибо:

2.1. Такова была традиция: до революции, в 1858-1917г., движение называлось именно трезвенным. См. статьи «трезвенное движение» В.А. Фёдорова в «Большой советской» и «Советской исторической» энциклопедиях и «трезвенные движения»   Г.А. Шичко в «Словаре оптималиста». Менять название, - значит, в какой-то степени отказы­ваться от мощной предшествующей традиции.

2.2. Название «трезвенное» точнее отражает цель – трезвость, а «трез­венническое» - взгляды участников. Сравните: «народническое» движение – это движение (кого?) «народников». Нам же важно, чтобы в названии указы­валось, не кто участвует, а чего добивается движение.

3.  Может быть, стоит объединить предложенное нами Второе (1880-е - сере­дина 1890-х гг.) и Третье движения (середина 1890-х-1917гг.), тогда Второе ТД будет дольше: 1880-е – 1917гг. Хотя правильнее рассматривать их от­дельно,  так, как в таблице, ибо примерно со второй половины 1890-х гг. движение стало существенно отличаться от предыдущего следующим:

4.1. В него стали вступать промышленные рабочие;

4.2. Движение постепенно стало широким, многочисленным, массовым. То и другое можно проследить на примере знаменитого петербургского Александро-Невского общества трезвости (1898-1917гг., с 1915г. – Александро-Невское братство трезвости).

 5. В 1918-1925гг. самодеятельного общественного трезвенного движения и обществ трезвости не было. Была антиалкогольно-алкогольная политика государства. В условиях революции в 1917-1918гг. дореволюционные общества трезвости либо были вынуждены самораспуститься, либо были закрыты/не перерегистрированы Временным правительством/большевиками. По­этому этап 1918-1925гг. как самостоятельный не выделяется. Здесь, как и в хронологии 2-го и 3-го движений, мы уточняем уважаемого Г.А. Шичко, ко­торый в 1984г. впервые предложил пе­риодизацию российско-советского ТД.

6. Интересен вопрос с «Шестым ТД». Стоит ли его выделять? Думается, стоит, ибо в период разрушения СССР и в послесоветской России многое существенно изменилось по сравнению с периодом «советской цивилизации». Другая страна – другое движение. Или иначе: в новых условиях движение не могло остаться прежним. Мы и не заметили, как оказались в другой стране и из «советских» трезвенников стали …«послесоветскими».

Начиная с 1989 г. и далее в условиях ожесточённой борьбы за власть, а затем и смены обществен­ного строя произошли следующие главные изменения:

6.1. Резко снизилось общественное внимание к вопросам культурнической работы, в том числе к отрезвлению. Большинство людей в условиях разрушения СССР и становления нового общественного строя были вы­нуждены думать о выживании, а не о совершенствовании и росте, к чему призывает ТД. В дальнейшем, примерно с конца 1990-х, в обществе возобладал культ потребления, ко­торый также не способствует ТД;

  1. 2. В связи с этим резко снизилось и число участников движения.
  1. 3. Изменились формы работы. Многие деятели были вынуждены пе­рейти на коммерческую деятельность, на пропаганду иных способов оздоровления, в частности, на улучшение зрения. И, занимаясь этим, утверждали трезвость исподволь, «попутно», дабы не вызвать оттор­жения у слушателей очернённой правящим режимом темой. Во многих случаях «курсы по улучшению зрения без очков» стали прикрытием для пропаганды трезвости, но при этом трезвенная деятельность стала второстепенной.

6. 4. Изменились условия и объект борьбы. В январе 1992г. Ельцин вместе с подручными в обход закона исподтишка ликвидировали государственную алкогольную монополию. Государство  формально осталось не причём. Теперь надо бороться не с коммунистическим, советским государством, как един­ственным алкопроизводителем и алкоторговцем, а с сообществом буржу­азных собственников, открытых и скрытых (объединенных в преступные сообщества).

  1. Однако не надо отчаиваться. Есть признаки того, что общество, в том числе мо­лодёжь, начинает просыпаться. Во имя сохранения и возрождения России будут востребованы трезвенные наработки прошлого и настоящего. И тогда сегодняшние МНАТ, СБНТ, Оптималист и другие ячейки трезвости могут сыграть роль центров, на основе которых развернётся массовое народное трезвенное движение…

Александр Афанасьев, канд. ист. наук. Томск, январь 2006.

От редакции:

 редакция «Феникса» продолжает обсуждение базисного понятия словаря МНАТ. А.Л.Афанасьев предлагает вернуться к  «трезвенному движению», однако в практике МНАТ закрепилось  понятие именно трезвенническое, а не трезвенное движение (см. подавляющее большинство публикаций в прессе МНАТ и на сайте МНАТ).   Данное слово роднит нас с другими современными движениями: политическими (коммунистическим, социалистическим), экологическими и пр. Эта форма указывает не столько на состав движения (в экологическом движении участвуют не только экологи, например, казанские трезвенники активно участвовали в акциях против биохимзавода во второй половине 80-х гг. ХХ в.). В данном названии четко указана цель: экологические движения стремятся к гармоническим взаимоотношениям природы и общества, социалистическое движение стремится к обществу, свободному от эксплуатации человека человеком. За старое «трезвенное» название говорит традиция, однако МНАТ стремится при прочих равных условиях говорить на языке, понятном большинству сограждан. Поэтому далее будет употребляться понятие «трезвенническое движение».


 

horizontal rule

[i] В 3-м столбце курсивом выделены социальные слои, которые на данном этапе являлись новыми для движения, по сравнению с предыдущим этапом.

[ii]  Зиновьев А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца. – М.: Центрполиграф, 1999. – С. 275-307.

[iii] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: От начала до Великой Победы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Он же. Советская цивилизация. Кн. 2-я. От Великой Победы до наших дней. – М.: Алгоритм, 2002.

[iv] Под социал-коммунизмом томский философ В.В. Головко понимает «окапиталистиченный коммунизм». См.: Головко В.В. На пути к Социалу: Введение в Российское будущее / Под ред. В.Г. Садкова; Томский гос. ун-т, Научно-внедренческое предприятие «Социопрогресс». – Томск, Б. и., 1993. – С. 137, 164-171.

[v] Ленин В.И. Памяти Герцена // Ленин В.И. Полн. собр. соч. -  5-е изд. - Т. 21. – С. 262.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz