Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ

Что такое МНАТ?

Декларация принципов

Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 
 

Алкогольная политика и молодые люди

Два летних номера журнала «Глобус» (The Globe, 2004, №№ 1-2) посвящены, проходившей 16-19 июня в Варшаве, конференции по Европейской антиалкогольной политике: «Объединяя усилия». Ряд докладов с этой конференции представлен в журнале. Интерес представляет статья консультанта по национальной алкогольной политике Министерства здоровья Ирландии госпожи Хоуп (Ann Hope) «Алкогольная политика и молодые люди». В этой статье речь идёт о действиях ВОЗ по снижению потребления алкоголя и снижению вреда от его потребления. Принятый ВОЗ Европейский план действий в отношении алкоголя на 2000-2005 гг. нацелен на предупреждение потребления и снижение вреда от алкоголя во всех европейских регионах. Цель ВОЗ – использование отдельных антиалкогольных усилий или же комплексный план действий. Центральным вопросом является вопрос о том, какие меры наиболее эффективны в снижении вреда от потребления алкоголя среди молодого населения. В 2001 г. ВОЗ и все члены Европейского Союза провозгласили, что молодые люди имеют право расти и жить в среде, где на них не давят проалкогольные идеи и проблемы, связанные с потреблением. Отношение и поведение молодежи к алкоголю определяется той средой, в которой они находятся с рождения. Сравнительный анализ характера потребления среди взрослых в европейских странах показывает, что мужчины пьют больше, чем женщины, и среди пьяных мужчин в 3-4 раза чаще случаются правонарушения. (см. таблицу).

Об этом же говорится и в Ирландском молодежном совете: «мы осознаем влияние своей проалкогольной культуры, мы отмечаем выпивкой свадьбы и похороны, любой повод. Даже если нет повода, всё равно мы пьем». В Ирландии молодые люди подвергаются сильному воздействию со стороны «алкогольной культуры». Поэтому необходимо изменить отношение и поведение с тем, чтобы создать безопасную среду для здоровой и продуктивной жизни молодежи.

Интересен подход к проблеме молодёжного пьянства. В данном докладе молодёжь как социальная группа делится на три подгруппы: молодые взрослые (18-30 лет), подростки (15-17 лет) и дети (до 15 лет). В соответствии с этим рассматриваются меры и их эффективность в отношении выделенных групп (например, повышение цен на алкоголь способствует снижению потребления среди детей).

Одной из особенностей данной конференции и данного доклада является акцент на том, что только одна какая-то конкретная мера не способна изменить ситуацию, а необходимы совместные усилия в различных областях общественной жизни. В частности, в качестве эффективных мер предлагаются следующие:

- Регулирование доступа алкогольных напитков для молодежи путем введения минимального возраста продажи, повышение цен на алкоголь, государственная монополия на выдачу лицензий на розничную продажу алкоголя, контроль за продажей алкоголя возложенный на продавцов. В Северной Америке повышение минимального возраста с 18 до 21г. снизило количество случаев вождения в состоянии опьянения, количество аварий на дорогах и жертв среди молодого населения. В большинстве европейских стран введён возраст легального потребления алкоголя – 18 лет;

- Изменение контекста употребления в массовом сознании: разъяснение последствий пьянства, насилия, вождения в пьяном состоянии, потребления алкоголя до возраста, установленного законом, законных ограничений в отношении алкогольных напитков;

- Борьба с вождением в состоянии опьянения с помощью введения более низкого допустимого уровня алкоголя в крови, наложение штрафов на молодых людей за концентрацию алкоголя в крови на уровне, меньшем, чем для взрослых, лишение водительских прав. Борьба с вождением в состоянии опьянении в долгосрочной перспективе в европейских странах оказалась наиболее эффективной и снизила вред от потребления алкоголя на 5-30%;

- Регулирование распространения алкоголя через ограничение спонсорства и рекламы алкогольной продукции;

- Раннее выявление и вмешательство в жизненные ситуации отдельных лиц, у которых возникают проблемы в связи с алкоголем через службы медицинской и социальной помощи;

- Повышение уровня информированности населения и поддержки со стороны общественности антиалкогольной политики государства.

Результативность каждой из предложенных мер оценивалась специалистами ВОЗ и приведена также в этой статье. Конечно, все перечисленные выше меры уже давно известны, ценность же представляет возможность их комплексного использования с привлечением всех членов общества – государства, общественности, правоохранительных органов, СМИ, образовательных учреждений, медицинских и социальных служб.
Луиза Галлямова, член МНАТ, Казань

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz