Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ

Что такое МНАТ?

Декларация принципов

Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 
 

Уроки Франции

Я хочу рассказать удивительную и поучительную историю – историю французского абсента – историю о том, как целая страна влюбилась в темно-зеленый наркотик и как в единый день и даже в единый час она была отлучена от него.
Длилась эта история 123 года, начавшись, как всегда, с благого дела, когда доктору Пьеру Ординьеру в 1792 году попался вдруг на глаза рецепт настойки из полыни, которая показалась ему столь полезной, что он провозгласил ее панацеей от всех болезней. Рецепт «полынной водки» использовался исключительно в аптеках до 1797 года, когда предприимчивый родственник Ординьера Генри-Луи Перно открыл сразу две фабрики, предназначенные для производства абсента отнюдь не во врачебных целях – одну в Швейцарии, а вторую во Франции. Авторитет Ординьера сыграл свою роль, абсент завоевал сердца французов и щвейцарцев, во Франции его ласково называли «La Fеe Verte» («Зеленая фея»). Казалось, что «зеленая фея» приносит облегчение при болезнях, укрепляет тело и успокаивает мятущуюся душу, практически никто в те времена не знал о том, как на самом деле воздействует на человека абсент. Любовь к абсенту грела сердца и нагревала карманы владельцев баров, каждый стол в которых был залит горькой зеленой жидкостью и обсыпан сахаром (настоящий абсент так горек, что пить его можно лишь подслащенным). Абсент восхваляли в своих стихах поэты, о нем писались песни и картины. Продолжалось все это почти сто лет, но уже в середине девятнадцатого века стали происходить странные вещи: все чаще у французов стали наблюдаться симптомы непонятной болезни, выражающиеся в нервной дрожи и конвульсиях, чрезвычайно быстрой и страшной потере массы тела, приступах сумасшествия. Все, страдающие этими симптомами люди были абсентистами, поэтому, под влиянием общественности, напуганной странной болезнью, начались научные изыскания, субсидировавшиеся государством и направленные на прояснение эффектов, производимых в организме человека абсентом. Было выяснено, что главным действующим веществом в абсенте является туйон, достаточно редкий наркотик, содержащийся, кроме корней полыни, в дереве туя.
Тогда, в 19-ом веке, уже стало понятно, насколько опасен этот наркотик-стимулятор, вызывающий сверхраздражение нервной системы, кумулирующийся в организме, приводя тем самым к нервной дрожи и конвульсиям. Сейчас действие туйона можно обрисовать для тех, кому это интересно, в современной научной терминологии. Вот как описывают действие наркотика Кэрин М.Хоулд и соавторы (2000 год), сравнивая его с действием каннабиноида, действующего вещества марихуаны и анаши: «Туйон, в отличие от каннабиноида, воздействует на систему мозговых рецепторов ГАМК (гаммааминомасляной кислоты). Она препятствует запуску нервных синапсов или сдерживает его, но под воздействием ее блокаторов, например, туйона, нейроны выскакивают слишком легко и начинают носиться с дикой скоростью, из-за чего передача сигналов в мозге выходит из под контроля. Сдерживающий эффект кислоты необходим для тонкой «настройки» мозга, и его утрата приводит к нервической дрожи и конвульсиям». К чему же все это приводит на уровне осознавания человеком самого себя и окружающего мира? Никто не может сказать об этом лучше, чем писатель, знающий туйон не всуе – Оскар Уайльд:
«После первого стакана ты видишь вещи такими, какими ты хочешь их видеть. После второго ты видишь вещи не такими, какие они есть. Наконец, ты видишь вещи такими, какие они на самом деле, и это самое страшное чувство в мире».
Это «самое страшное чувство в мире» есть чувство отсутствия всякого человеческого смысла, чувство абсурда. Слова Оскара Уайльда пересекаются с очень интересным в данном плане рассказом Набокова «Бред», в котором это жуткое видение вещей такими, какие они есть на самом деле, лишенными названия и определения, а значит, смысла, представлено глазами человека, бодрствующего несколько ночей подряд и потому находящегося в состоянии крайнего утомления. Неудивительно то, что абсентисты, находящиеся перманентно в состоянии подобного бреда, навязанного зависимостью от наркотика, не выдерживали и сходили с ума. Ван Гог, написавший «Любителей абсента» - двух скелетов, сидящих возле стола, на котором стоит бутылка с зеленой жидкостью – сам был одним из подобных любителей, в приступе сумасшествия сначала отрезавшим себе лезвием ухо, а затем выстрелившим в себя из револьвера. Случилось это в 1890 году, когда оставалось еще 25 лет до конца того периода, который был назван впоследствии «веком абсентизации Франции».
Правительство Франции, осознавшее, насколько реальная опасность угрожает генофонду французской нации, идет на радикальный шаг: в 1915 году Палата депутатов Франции голосует за запрет абсента. Меры борьбы были последовательны и эффективны – абсент перестал производиться, сам рецепт его был торжественно уничтожен, даже название его произносить было запрещено. В результате нация была практически спасена, официально абсент запрещен во Франции по сей день. Кроме того, за последние несколько десятков лет количество употребления других алкогольных напитков в этой стране неуклонно сокращается.
Таким образом, из истории французского абсента можно извлечь два очень значимых для нас урока: первый – алкоголизация населения может быть прекращена радикальным решением правительства, второй – запрет в данном случае будет вполне эффективен в течение длительного периода времени, а не приведет, как многие считают, к росту употребления запрещенного наркотика в силу того, что «запретный плод сладок».

Ильсеяр Биккенова, Казань

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz