Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ

Что такое МНАТ?

Декларация принципов

Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 
 

У истока

К середине позапрошлого века в небольшой стране - Соединенные Штаты Америки - имелось множество трезвеннических объединений. Только первый антиалкогольный конгресс (1833, Филадельфия) собрал представителей шести тысяч сообществ, имевших почти миллион членов [5, 35]. В одной из них - в организации с громким названием "Рыцари Иерихона" ("Knight's Jericho") - видную роль стал играть невысокий, светловолосый, сероглазый молодой человек лет двадцати. Звали его Леврет Э.Кун. Как и вся молодежь, он был готов штурмовать неба. Да и сама юная страна - США - формировалась буквально на глазах у нашего героя. И он подбил часть своих юных соратников отделиться и сотворить новое, еще более правильное объединение. Не так давно сами эти "рыцари" отделились от организации "Кадеты трезвости". В детской организации вчерашним подросткам было уже скучно. Во взрослые, устоявшиеся организации юношам идти не хотелось. Так уж мы все устроены, что лестно иметь что-то свое, особенно в юности. Страховой агент Л.Э.Кун и два его сторонника - ученики в типографии - стали мотором нового движения. Группа "рыцарей" собралась в городе Утика 9 (или 11) июля 1851 года. Назвали они себя Order of Good Templars. Как и их предшественники - "рыцари Иерихона" - сторонники Леврета Э.Куна были глубоко верующими людьми. В основе названия было слово "храм", они мечтали создавать храм собственного тела, беречь свое здоровья, распространять христианские заповеди. Вот откуда Order of Good Templars. Так появились почти все буквы из знаменитой ныне аббревиатуры IOGT. 

Через год - 13 июля 1852 - в Сиракузах Л.Э.Кун создал "Independent Order of Good Templars". Так появилась IOGT с нынешней аббревиатурой. 

ИОГТ осознавала себя как последовательно трезвенническая организация, этому и были посвящены ее первые акции. Стали формироваться ритуалы - обязательный элемент движения, рассчитанного на длительное существование. Первое печатное издание, освящавшее цели ИОГТ и ее ритуалы, состояло из трех десятков страниц. Сторонники Л.Э.Куна выдвинули лозунг: "Вера, надежда, любовь к ближнему".

Вскоре в ИОГТ вступили первые представительницы прекрасного пола. Так новая организация внесла свой в клад в борьбу за равноправие женщин.

Больше года - вплоть до 17 августа 1852 - Леврет Э.Кун был фактическим лидером ИОГТ. Ее ячейки стали появляться в других городах. Итак, несколько десятков трезвомыслящих людей благодаря организационному гению и энергии Леврета Э.Куна сумели соорганизоваться. Затем год от года этот союз рос, превратившись к ХХ веку в крупнейшее трезвенническое объединение мира. 

Метеором пролетел на арене всемирной истории создатель ИОГТ. Именно сведения о годе с небольшим его жизни уцелели от жерновов всепожирающего времени. Что было с ним потом? По некоторым сведениям, он отправился на 13 лет в Канаду. Сразу после окончания Гражданской войны, в 1865-1866 следы его подвижнической деятельности обнаруживаются в Орегоне, в Калифорнии. В документах тех лет отмечается роль Леврета Э.Куна как прежнего лидера ИОГТ. Он создает ряд новых ячеек ИОГТ, играет какую-то роль в трезвенническом движении регионального масштаба. Дальнейшую судьбу его окутывает тьма… 

Жизненный путь Леврета Э.Куна завершился в 1886 году в Сиэтле, предполагает немецкий историк-трезвенник Альфред Кос [4]. 

Именно Леврету Э. Куну удалось перебросить тонкую, но крепкую ниточку от колыбели ИОГТ к выдающемуся явлению в мировой культуре. Откроем-ка 22-ю главу хрестоматийного литературного произведения.

"Том вступил в новое общество - "Юные друзья трезвости", так как членам этого общества выдавали шикарные "знаки отличия". С него было взято обещание никогда не курить, не жевать табаку, не ругаться скверными словами. После этого он открыл одну новую истину: если хочешь, чтобы человек что-нибудь сделал, пусть даст зарок, что не станет делать этого во веки веков. Вернейший способ! Тому тотчас же мучительно захотелось и ругаться, и пьянствовать. Это желание росло, и только надежда, что скоро может представиться случай покрасоваться перед публикой в пунцовом шарфе, удержала его, а то он непременно ушел бы из общества. Приближалось Четвертое июля; впрочем, на третьи сутки после того, как он пробыл в веригах трезвости, он перестал о нем думать и возложил все свои надежды на старого мирового судью Фрезера, который лежал при смерти; вероятно, судье будут устроены пышные похороны, так как судья важная персона. И тогда на его погребении можно будет щеголять пунцовым шарфом. Три дня подряд Том проявлял глубокий интерес к состоянию здоровья судьи и с душевным волнением справлялся, как он себя чувствует. Иногда надежды Тома поднимались на такую высоту, что он дерзновенно вынимал из кармана свои знаки отличия и примерял их перед зеркалом. Но судья чувствовал себя то лучше, то хуже. Наконец разнесся слух, что ему сильно полегчало, и потом - что он совсем поправляется. Том был так возмущен, будто над ним насмеялись. Он тотчас же вышел из общества. И что же? Ночью судье стало хуже, и он умер. Том решил, что после этого никому невозможно верить. Похороны были роскошные. Юные члены общества трезвости так важно шагали в процессии, что их бывший товарищ чуть не лопнул от зависти" [1, 225 - курсив мой. В.Л.].

Скоро пять лет, как этот фрагмент является одним из моих любимых в англоязычной литературе. Каков был престиж трезвеннической организации, сколь авторитетны были ее символы и оригинальны формы работы! Не раз я этот фрагмент перечитывал, цитировал в книгах и статьях, использовал в качестве вопроса в викторинах и т.п. Но вот, наконец, руки добрались у меня до первоисточника. Как ты думаешь, читатель, нашел ли я в английском тексте что-то новое?

Горячо, очень горячо! Действительно, Том любовался на себя совсем не в шарфе, а … в регалиях[6, 152]! О них читатель "Феникса" знает уже хорошо (Эйфория, 1999, № 6). Вот изображение двух типичных регалий. Они представляли собой накладные воротники со скругленными углами максимальной длины 22 дюйма (55,88 см), минимальной длины 16 дюймов (40,64 см). Цвет обычно использовался синий или пурпуровый. Украшены они были серебряными буквами, розами и т.п. В таких воротниках мальчишки, действительно, выглядели очень эффектно. Черно-белые цвета бюллетеня не могут передать всю красоту оригинала. Желающим может быть выслана электронная версия посвященной регалиям странички из каталога музея ИОГТ [3, 104].

С 1852 года регалии появились и в ИОГТ. В этой форме был большой социальной смысл. Рабочий день в середине века был очень долог. На собрания ИОГТ люди приходили сразу после работы. Времени зайти домой и переодеться у них не было. Социальная дифференциация очень уж бросалась в глаза. Регалии работали на сплочение собравшихся, способствовали решению ИОГТ ее уставных задач.

Но кто же такие "Юные друзья трезвости"? В переводе Н.Драузес их называют "Юные трезвенники" [2, 104]. Какой же перевод более правилен? Скорее вновь окунемся в текст подлинного Марка Твена! "Tom joined new order of Cadets of Temperance, being attracted by the showy character of their "regalia"" [6, 152]. Кадеты трезвости… Кадеты трезвости? Кадеты трезвости!!! Да, да, да! Это те самые кадеты трезвости, которые подросли и почувствовали себя тесно в детской организации, создали организацию новую "Рыцари Иерихона". А из нее, как уже известно, появилась первая ячейка ИОГТ.

Итак, наш любимый сорванец Том Сойер состоял в организации, ставшей "бабушкой" ИОГТ! Вполне возможно, что прототип Тома Сойера мог встречаться или даже быть знакомым с Левреттом Э.Куном. "Кадеты трезвости" появились в 1845 году в Филадельфии. Л. Э.Куну было в то время около полутора десятков лет. Чтоб увести за собой группу единомышленников и создать с ними в 1851 году организацию новую, нужно было себя как-то зарекомендовать в прежней организации. Для этого требовалось определенное время совместной работы. Так что Леврет Э.Кун и прототип Тома Сойера вращались в одном кругу бойких, социальных активных юношей. 

Демонстрация юных трезвенников на улицах городка Ганнибала имела десятки и сотни продолжений в акциях ИОГТ. Мне посчастливилось ходить в таких демонстрациях по Берлину (1994), по Остерзунду (1998) и Целле (2001). Это был путь в прекрасное трезвое будущее, но это была и встреча с шедевром мировой культуры, известным нам с детства.

Подлинная культура и трезвость неразделимы!

Владимир Ловчев, председатель МНАТ 

Литература:

  1. Твен М. Приключения Тома Сойера. Перевод К.Чуковского. Собр. соч. в 8 томах. М.: Правда, 1980. т. 4. С. 95-299. 
  2. Твен М. Приключения Тома Сойера. Перевод Н.Драузес. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1953. т. 1. с. 5 - 160.
  3. Das deutsche Guttempler-museum. Husum, 2003. 52 S.
  4. Koss A.IOGT-Member. (рукопись).
  5. Koss A. Zur Geschichte der Internationalen Organisation der Guttempler Luneburg, 1985. XVIII, 678 S.
  6. Twain M. The adventures of Tom Sawyer. - Минск: Харвест, 2002. - 256 с.

Кадеты трезвости

Феникс #123

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz