SOBER-COOL, |
|
Как подготовить и провести конкурс творческих работ на тему… Или как делали это мы
Наверное, вам уже удалось познакомиться с результатами конкурса "Бросаем курить - взрослые и дети" Теперь я хотела бы немного рассказать о самом конкурсе. Думала долго, о чем же может быть интересно написать, и еще более интересно читать. Решила сразу сепарировать читательскую аудиторию на две части: на тех, кому это может быть на практике полезно, и на остальных читателей, которым просто интересно читать этот журнал. Вообще-то, по содержанию различия будут не заметными, но вот структура задумана в пользу первых. Ну, поехали. 1. С чего все началось. Это только кажется, что тема прекращения курения касается лишь взрослых, и ассимиляция в нее подростков - это какой-то эксперимент, и что подростки в этой теме как инородное тело, и что наркотики - это более актуально, и вообще при чем тут дети? И оказалось, что причем, и не просто, а очень конкретно. Это только родители думают, что в заботе и опеке нуждаются лишь дети. А на самом-то деле все весьма дуалистично. Если ты заботишься о детях, то в этот же момент и дети заботятся о тебе. Так, по крайней мере, можно было бы выразиться, общаясь на предмет каких-то эзотерических знаний. Так вот, начав со слов про взаимные любови, перешли мы к конкретному делу. Идея конкурса очень проста. Дети активно и творчески включаются в процесс профилактики собственного курения и вместе с этим пропагандируют прекращение курения среди уже курящих (без разделения на взрослых и подростков). А поскольку бывает так, что подростку трудно осознать, что он в состоянии повлиять на окружающую аудиторию, решено было влиять на среду опосредованно, т.е. через информационно-эмоциональное послание, визуальное и текстовое. Таким образом, мы решили провести конкурс именно художественных и литературных работ. Забегая вперед, скажу, что приятно было получать стихи в качестве литературных произведений, так как изначально мы рассчитывали только на прозу.
2. Теперь расскажу немного о технологии поэтапного проведения конкурса. Первое, с чем нужно определиться, это на какую территорию вы хотите распространить силу действия конкурса. Это может быть школа, школы района или города, все образовательные и воспитательные структуры района или города. В нашем случае это была всеукраинская акция, хотя реально приняли участие дети только половины из 24 областей Украины. Ну, в общем, нужно подумать, на какой размах конкурса хватит Ваших персональных ресурсов, ибо с момента выхода первого сообщения о проведении подобного конкурса на вас ложится большая ответственность по получению работ и представлению соответствующих результатов (один из примеров отчета о результатах конкурса можно увидеть на сайте www.adic.org.ua/coalition)
3. Уже сейчас, по результатам конкурса, могу сказать, что важным аспектом является оценка специфических ресурсов той территории, где вы собираетесь провести конкурс. Мы, например, не поленились разузнать о наличии специальных студий и школ, где рисуют, и разослали приглашения туда. Также полезным оказался контакт с одной из библиотек для детей и подростков. Даже если вы проводите подобный конкурс в школе, пообщайтесь на эту тему с преподавателями рисования и библиотекарем, может, с кем-то, кто преподает язык и литературу. Возможно, они знают о толпе талантливых и активных обитателей этой школы (ведь в каждой школе есть более и менее активные ученики). Но не переусердствуйте, и не превратите конкурс (он предполагает добровольность) в образцовый открытый урок, на котором всем придется выписывать и вырисовывать нечто. Хорошо еще тщательно продумать время начала конкурса. Мы объявили его в сентябре и вот только к концу ноября появились более-менее конкретные обещанные результаты (победители, отпечатанные открытки, призы и т.д.). Разумно и практично, если конкурс будет объявлен в начале учебного семестра, когда за время каникул накопилось много эмоций, которые хорошо укладываются в концепцию любого творчества, когда уроков задают совсем мало, и над головой не висят дамокловы мечи аттестаций и контрольных работ.
4. Призы и всякая там мотивация. Главное не наобещать много лишнего, чего выполнить не в состоянии. В каждом человек внутри много интересного, позитивного и, конечно, полно эмоций по разным поводам. И как раз в этом случае важно опираться не на какие-то знания, а именно на представления, эмоции, персональные, а не вычитанные, наученные. А как разбудить их, это второй вопрос. В некоторых случаях достаточно только предложить что-то сделать, например, принять участие в конкурсе, а конкурс уж сам по сути своей предполагает какую-то борьбу за признание. Конечно, в душе я не сторонник идей борьбы и доказывания чего-то там, кому-то там, но уж если мы говорим про конкурс, то так уж получается. Сейчас я говорю о стимулах, и это уже стимул. Опять возвращаясь к теме нами проводимого конкурса, для нас нужен был результат, а это рисунки и тексты, которые можно было бы использовать как стимул к прекращению курения. Да, кстати о результате - очень важно знать, что вы ожидаете по форме, я имею в виду, какой продукт, и, что еще не менее важно знать, для чего этот продукт вам и что вы потом будете с ним делать. Поскольку мы точно знали, что после отбора лучших работ мы приготовим из них открытки, на которых будут рисунки участников и может быть подходящие тексты, то мы подумали, почему бы не пообещать каждому участнику конкурса, кто прислал свою работу, набор таких открыток. Думаю, что им приятно посмотреть, что думают их сверстники на эту тему, и еще приятней увидеть свои работы в конкретном деле. А чтобы вы не сомневались в том, что получать что-то процесс весьма приятный, вот вам пример. Это не касается конкурса, но близко к теме. Уже после конкурса мне довелось побывать в одной школе небольшого города (200 км от Киева, но очень благоуспешный - последний памятник Советскому Союзу - город Славутич). С собой у меня были разные наклейки по антитабачной теме. По случаю месячника здоровья в этой школе проходил конкурс школьной газеты на тему курения. Я и мои друзья, посетившие эту школу, радостно обсуждали выставку работ, а рядышком стояла девочка лет девяти и с открытым ртом смотрела на нас и на наше живое общение. Я перекинулась с ней несколькими словами о том, курят ли ее родители и дала ей одну наклейку. Вы никогда не догадаетесь, что она с ней сделала, спокойно, для меня это тоже был шок: она ее поцеловала. Мне все время казалось, что это мелочи, на которые никто давно не обращает внимания, никогда бы не подумала, что к подобным вещам (наклейкам, брошюркам, листовкам, календарикам и т.д.) можно так относиться. А потом, проанализировав ситуацию, вспомнила, как случайно нашла на улице обвертку от жвачки дональда, на радостях вырезала оттуда утенка и наклеила его на дневник. Это было, правда, лет 12 назад, но и сейчас я встречаю учителей, которые расхватывают любые тематические прокламации, буклетики и всякие полезные журналы (думаю, попадись им SOBER-COOL, они бы подрались за него, реально). К чему я это? В качестве дополнительной мотивации можно использовать любые мелочи. Как говорится: "Мелочь, а приятно". А можно просто хорошо продумать дальнейший процесс использования этих работ, и всем будет интересно, что же произойдет с их произведениями искусства. Ха-ха, я уже по ходу придумала одну вещичку, но о ней, когда перейдем к пункту "итоги".
5. Так, что у нас там дальше. Это, кажется, мы все еще продумываем. Еще раз отметили: что нам нужно, для чего, оценили наши сильные стороны (наличие гениев и талантов в школе, подспудно заручились поддержкой учителей). Так, ага, кажется, осталось обсудить сроки и объявить о конкурсе. Сроки. Для школы оптимальный срок - 2 недели, для района и города примерно месяц с одной неделей про запас. Для наших масштабов мы заложили месяц, но на самом деле работы приходили на протяжении двух. И нам звонили еще и еще и спрашивали, можно ли еще нам прислать работы. Ну, конечно, можно (что мы, дураки, отказываться от шедевров искусства, а таковые на самом деле были, или бюрократы, которые радуются бумажкам, в которых написано: окончательный срок приема документов пятница, такого-то и до стольки-то). Всегда будьте готовы к тому, что кто-то будет не успевать и захочет передать работу позже. Поэтому не спешите с представлением результатов. Оставьте для этого недельку, две, а то и месяц. Но только так, чтобы не охладить интерес. В общем, действуйте согласно собственным ощущениям актуальности. Ну и вот, наконец-то, объявление конкурса. Конечно, поскольку у нас масштаб был ОГО-ГО, мы задействовали средства массовой информации, делали пресс-конференцию и т.д. Но реально можно было бы обойтись и пресс-релизом . Если вы собрались работать с вышеупомянутыми структурами, то вот на что нужно обратить внимание. Одно дело это периодические издания, те, которые выходят каждый день, другое, если это журнал типа SOBER-COOL или подобный ему, ну, например "собеседник", или такой, который читают учителя и т.д. Так вот в случае с ежедневками - достаточно за неделю до начала конкурса заслать им на факс пресс-релиз. Мол, будет то да се, там-то и тогда-то. А если же это второй вариант, то это "то да се, там-то и тогда-то" нужно засылать горрррраздо раньше, а еще лучше созвониться с этими журналами и договориться о размещении информации об этом конкурсе и спросить про выпуск ближайшего номера. Это нужно делать для того, чтобы не получилось как в нашем случае. Я обращаюсь в журнал для учителей, а мне говорят: "Отличная мысль, но только вот у вас конкурс в сентябре, а у нас уже готовится верстка октябрьского выпуска". В SOBER-COOL я тоже, как видите, попала только с результатами конкурса, а не с его анонсом. Вот так. Еще один беспроигрышный вариант, и очень интересный, полезный и для школы, и для участников конкурса, и для его организаторов, кто бы это ни был, взрослый или подросток. Это радио, а точнее, детская радиопрограмма. Алгоритм действий такой. Однажды утром (детские программы обычно выходят утром) вы просыпаетесь и, готовясь к школе, слушаете радиопрограмму. Затем записываете имя ведущего и телефон. Потом звоните этому ведущему и так пряменько ему и говорите, мы такие-то и такие-то учимся в такой-то школе, лицее, колледже и хотим сделать у себя такой вот конкурс. А затем предлагаете им рассказать, что вы вообще думаете про табак, или алкоголь или..., или..., или..., и т.д., и спрашиваете, не хотят ли они сделать об этом репортаж. Они, конечно, захотят. Вот увидите, что захотят, ну, не могут же они все время говорить про клуб юного навигатора, который специализируется на запуске бумажных корабликов в далекое плавание по лужам в осенне-весенний период. Будьте уверены, они захотят. Правда, им тоже понадобится время, потому лучше с ними поговорить об этом за 2-3 недели. Подобный репортаж можно использовать для объявления о конкурсе (если необходимо привлечь школы района или города), или же осветить результаты конкурса в конкретной школе, тогда это нужно делать, когда у вас уже есть победители, или какое-то празднование по этому поводу или просто выставка всех полученных работ, такое тоже возможно. Да, и приготовьтесь к разным провокационным вопросам о пользе вашего мероприятия и о вашем собственном отношении к выбранной теме. Ну, а если масштабы конкурса маленькие, и СМИ вам ни к чему, используйте ваши внутренние ресурсы и коммуникативные структуры школы (доски объявлений, классных руководителей и учителей - специалистов (рисования, литературы и языка), особо болтливых учеников, места, особо облюбленные учениками школы, задействуйте также неформальные связи )
6. Долго ли, коротко ли, подготовительный этап закончился. К моменту получения работ, надеюсь, вы уже рассказали потенциальным участникам, куда они должны присылать или приносить работы, вам остается ждать, ну и готовить регистрационные формы. Позже, когда работы по-ва-лят, отсутствие регистрационных форм чревато боком . В регистрационных формах важно указать следующее: фамилия, имя, возраст, школа, класс, тема, название работы, вид работы (рисунок, стих, рассказ, и т.д.), возможно, адрес. Эти формальности можно прописать и в самом объявлении о конкурсе. Только ради всех святых в космосе не пишите "работы, в которых не указано то-то и то-то к участию в конкурсе приняты не будут", а то придется организовывать второй конкурс для тех, кто забыл указать какие-то из реквизитов. Отнеситесь к этому процессу творчески и будьте открыты к каждому, кто проявил инициативу, а про нюансы поясните, что это для истории или просто приятно, когда твою работу подписывают потом твоим именем, а не так, что это работа неизвестного бойца. Хотя выражаясь в защиту копилефта или концепции За Анонимное И Бесплатное Искусство , скажу, что искусство свободно, не имеет границ и принадлежит народу. Но мы говорим про конкурс, в какой-то мере мы ограничены этим понятием, и поэтому, во имя избежания всякого рода путаницы, лучше будет вести регистрационные формы. Ах да, есть еще одно преимущество анонимности, но теперь уже для организаторов: тем, кто не оставил своих реквизитов или не подписался, не придется передавать приз и всякое там обещанное, если таковое было.
7. Ну, вот теперь у вас собралось множество работ, стихов, прозы, рисунков, может, символик и т.д. В ходе приема и регистрации их вы уже охали и ахали по поводу их классности, оригинальности и говорили "вот это, это, вот да, вот эта работа самая классная, кайфовый рисунок, драйвовый текст и т.д.". Это и было, собственно говоря, первым туром отбора. К моменту, когда вы соберете коллекцию работ, там будет и то, что вы назовете мусором (как бы ужасно это ни звучало, сейчас я делюсь собственными воспоминаниями и эмоциями), но будет и множество работ, о которых вам захочется говорить своим друзьям, показывать их еще до окончания конкурса, и вы их будете помнить практически все и даже, может быть, будете помнить имена авторов этих работ. Вот то, что вы будете показывать эти работы своим друзьям и всем причастным к организации конкурса - это и будет вторым этапом отбора. В ходе коллективного обсуждения, конечно, какая-то часть работ отпадет, будет жалко, но все-таки это конкурс (особенная зачистка произойдет в том случае, если вы ограничены в призах). Глядя на этот пункт - хорошо, когда призов за лучшее место нет, а персональное спасибо выносится каждому, кто принял участие в конкурсе. В нашем конкурсе было несколько степеней сортировки на лучшесть. Во-первых, все участники, которые прислали свои работы, должны были получить призы, лучшие работы отбирались для проведения выставок и вывешивания на сайт, а самые лучшие вошли в коллекцию из 24 открыток и были напечатаны. Еще один щепетильный вопрос - это критерии оценки. Конечно, сам процесс оценивания как таковой мне не нравится, но в этом случае мы решали определенные задачи, кроме того, важно помнить, что мы не оцениваем участников, а оцениванием работы, и, кроме того, эти работы были присланы на конкурс, а значит, готовились к оценке. Критерии можно продумать самим. В нашем случае это были инновации (что-то новое в отображении темы), идейность (достаточно абстрактный показатель, но зато сразу видно, какую идею отстаивает автор: "не кури - мал еще" или "не кури - не порть жизнь окружающим"). Ну, конечно, на открытку не может попасть размазанный рисунок, начерканный карандашом в стиле "калякулы-малякулы", но и изыскано выписанная перечеркнутая сигарета в рамке рококо тоже не попадет на вебсайт, поскольку таких рисунков много и не понятно, кого из авторов выбрать, а с другой стороны, наверняка, таких страстей в Интернете и без нас хватает. Важно понимать, что лучшая объективность - это наибольшее количество субъективных точек зрения, чем больше людей вы привлечете к оценке работ, тем удачнее и объективнее будет результат. Ну вот, как бы конкурс завершился, работы отобраны, победители есть. Что дальше? Участники конкурса обязательства выполнили? Выполнили. Теперь ваша очередь. Поднимаем бумажки с нашими обещаниями и смотрим. И дальше раздача слонов. В нашем случае к обещанным открыткам для всех и каждого добавились еще и футболки со специфической символикой для тех, чьи работы оказались наиболее популярными. Можно, конечно, дополнительно и дипломы участникам конкурса выдать, тоже приятно. А если в вашем конкурсе участвовало много школ, то можно еще и для каждой школы диплом подготовить. Престижно, к тому же школе тоже нужно отчитываться о проделанной профилактической работе, а тут такой диплом, очень хорошо вписывается, просто конфетка. Ну, если вы догадались, то мы перешли к разделу "итоги", и здесь обещанная мысль про использование итогов. Сначала расскажу о предыстории. Как-то в одном молодежном клубе, назовем его "полосатый дом", ребята в удовольствие себе придумали серию открыток на антиспидовскую тематику, там было и про толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и о том, как не заразиться, и вообще, что важно, а что нет. Ну, вот, порадовались открыткам, идеи - супер, дизайн - высший пилотаж, фотограф профессиональный среди клубовцев нашелся, и дизайнеры нашлись, тогда еще только любители, сейчас реально работающие в рекламном агентстве, в общем, все получили кайф. Ну, результат получили, а что дальше с ним делать, не продумали. Ну, вот, лежали эти идеи в фотоальбоме, рисовались на глаза окружающим, когда в клуб гости приходили. И лежали до тех пор, пока не наступила пора подготовки к первому декабря (в миру, как известно, день против СПИДа). Хороша ложка оказалась к обеду. Оказалось, что к этому мероприятию готовится много государственных организаций, как, например, Министерство по делам молодежи и спорта РФ, при поддержке которого выпускается это журнал, или Центр социальных служб для молодежи, как это было у нас в Киеве. Так вот именно этому центру за три недели до наступления дня первого декабря срочно понадобились хоть какие-нибудь материалы такого типа, как наши открытки, и они их пустили в тираж. История очень свежая и поучительная. Помните, если земля вертится - значит это кому-то нужно. Так и у нас с вами обязательно найдутся те, кому ваши идеи окажутся не просто в пору, а жизненно необходимы. Важно только помнить, что относительно табачной тематики в мире отмечается две даты: 31 мая - Всемирный день без табака, и третий четверг ноября - Международный день некурения. В эти дни вы можете делать выставку уже имеющихся у вас работ и проводить подобные выставки в других школах, предлагать лучшие работы в качестве антитабачной рекламы и выпускать календари, предлагать готовые материалы в организации, которым нужны подобные идеи. Ведь собрать интересные идеи к подготовке информационных материалов - работа не из легких, а в случае проведения подобного конкурса, они у вас будут, зато у кого-то найдутся дополнительные средства на их печать.
Похоже на то, что все, о чем хотела сказать - сказала. Это был реальный опыт, и мне очень было приятно еще раз его пережить, пускай даже в таком концентрированном виде. Получайте свой опыт, делайте свои новости, особенно если вам не нравятся те, которые вы привыкли слышать и видеть.
Особое спасибо Глазунье, Жене, Роме, Андрею и Ане за комментирование сносок Подписываю эту статью исключительно с позиции ответственности за все вышеупомянутое сверху Копирование и распространение приветствуется и поощряется Таня Салюк
|
SOBER-COOL - "Журнал тех, кто не боится быть трезвым" URL: http://www.adic.org.ua/sober-cool E-mail: sober-cool@mail.ru |