Ислам и алкоголь
Хорошо известно, что ислам запрещает потребление алкоголя. Некоторым кажется, что это пережиток тех времен, когда люди еще не знали современных алкогольных напитков, или же что этот запрет является насилием над людьми. Другим это кажется идеальным решением алкогольных проблем, и они требуют немедленного введения "сухого закона" по примеру ряда мусульманских стран. И тех и других объединяет незнание того, как и почему ислам пришел к запрету алкоголя.
А между тем ситуация в отношении алкоголя 13 веков назад на Аравийском полуострове не так уж сильно отличалась от нынешней ситуации в нашей стране. Вино прочно вошло в культуру народа, его воспевали многие поэты, и, хотя негативные последствия винопития также были очевидны, устранение их (также как и в настоящее время) казалось невозможным.
Как же удалось отказаться от алкоголя в таких условиях? Запрет был осуществлен постепенно, в несколько этапов, причем следующий этап начинался тогда, когда были закреплены результаты предыдущего.
Существует четыре аята (послания) по поводу хамра (опьяняющих веществ). Первый аят был ниспослан в Мекке. "И из плодов пальм и роз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом знамение для людей разумных!" Благодаря этому аяту, разумным людям стало ясно, что напиток пьянящий является нехорошим уделом.
Через некоторое время в Медине был ниспослан следующий аят: "Они спрашивают тебя о вине и майсире (азартных играх). Скажи: "В них обоих - великий грех и некая польза для людей, но грех их больше пользы". Таким образом, положительные стороны употребления вина не отрицаются (что было бы неразумно в том культурном окружении), просто указывается, что отрицательных сторон больше (а с этим тезисом даже сейчас могут согласиться множество пьющих людей). После этого аята многие мусульмане отказались от алкоголя, но, конечно, остались и такие, кто ухватились за слова о пользе вина и продолжали употреблять его.
Спустя некоторое время один из сподвижников Пророка Мухаммада Абдурахман ибн Авф как-то созвал на праздник множество мусульман. Среди угощения было и вино. Наступило время вечернего намаза, и гости назначили имамом одного из сотрапезников. Он был уже навеселе и потому суру "Кофирун" прочел так: "О, неверные! Я буду молиться тому, чему молитесь вы" вместо: "О, неверные! Я не буду молиться тому, чему молитесь вы". После этого вопиющего случая был ниспослан следующий аят: "О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите..." Учитывая то, что каноны ислама требуют молиться достаточно часто, данный аят заставлял воздерживаться от алкоголя длительное время и обоснование этого запрета было вполне понятно любому верующему.
Безусловно, люди попытались приспособиться и к данному запрету. Некоторые стали выпивать после намаза хуфтан - ночной молитвы, чтобы к утру хмель проходил. Однажды человек по имени Атабан ибн Малик созвал людей в гости, среди которых был и хазрат Саяд ибн Аби Ваккос. Хозяин приготовил для гостей верблюжью голову и подавал вино. Некоторые гости опьянели, и завязалась ссора. Один из гостей схватил верблюжью челюсть и разбил голову Саяд ибн Аби Ваккосу. Когда тот возвратился к Пророку Мухаммаду и рассказал ему обо всем случившемся, был ниспослан следующий аят: "О вы, которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники, стрелы - мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от понимания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?"
По преданию, после ниспослания этого аята хазрат Умар произнес следующие слова: "О Аллах! Мы прекратили это, прекратили!" После этого на улицах Медины вино в буквальном смысле лилось рекой, а его запах стоял в воздухе долгое время. Люди, внемля призыву, выливали свое вино за порог своего дома.
Очевидно, что если бы четвертый аят был ниспослан сразу, мало кто откликнулся бы на призыв, и если бы стал выливать вино, то только под страхом очень сурового наказания и испытывая, мягко говоря, неприязнь к религии, которая заставляет делать это. Постепенное же изменение отношения людей к вину привело к созданию такой культуральной обстановки, в которой отказ от вина воспринимался как полностью понятная норма новой религии, которая становилась все более привлекательной. Вино из символа праздника и гостеприимства превратилось (наряду с жертвенниками) в символ старой, отвергаемой религии (идолопоклонства).
В своем понимании причин распространения алкоголя ислам пошел намного дальше, чем многие современные борцы с алкоголем. Пока есть люди, заинтересованные в продаже алкоголя, он непобедим. Поэтому в Коране сказано, что, если Аллах запретил какую-то вещь, то деньги, полученные путем ее производства или купли-продажи, являются грешными, даже если эти деньги затем истрачены на добрые дела. Таким образом, производители алкоголя лишаются своего главного аргумента - денежных подношений, с помощью которых они изменяли политику в отношении алкоголя.
О том, что главное внимание уделялось не административным запретам, а убеждению, говорит следующий пример. Многие арабы, только что принявшие ислам, пытались убедить Пророка, что они сами пьют спиртное и дают его другим только как лекарство. Пророк же, возражая, подчеркивал: "Это не лекарство, оно само причина болезней и нерасположения духа". Это вполне в духе другого высказывания Пророка: "Всевышний, после того, как отвратил меня от идолопоклонства, призвал воздерживаться от вина и ссор с людьми". Пьющие рассматриваются не как враги, с которыми надо ссориться, а как несчастные, которым надо помочь осознать последствия потребления алкоголя в настоящей и загробной жизни. А последствия весьма печальны. Существует множество иных высказываний Пророка Мухаммада о вреде вина: "Тот, кто любит выпить, будет лишен райского блаженства"; "Человек, выпивший раз, лишается наград сорокадневного намаза, и если умрет в это время, то попадет в ад". При этом последствия сформулированы не негативно (как наказания), а позитивно (как отсутствие удовольствия). И даже если кто-то не верит в загробную жизнь, то, трезво поразмыслив, можно понять, что пьющий человек обрекает себя на отказ от многих жизненных удовольствий и заменяет их суррогатом опьянения.
Иногда говорят, что запрет ислама касается только вина. Вино во времена пророка Мухаммада было наиболее распространенным наркотическим веществом, и неудивительно, что основное внимание было уделено именно вину. Коран запрещает употребление всех напитков, которые могут повлиять на разум и здоровье, таких как настойки из винограда, меда, хурмы, ячменя и т.д. Эти напитки считаются "хамр". Очевидно, что к ним относятся любые алкогольные напитки - и вино, и водка, и пиво. Более того, сподвижник Пророка хазрат Умар указывал: "Хамр - это то, что пленяет разум, рассудок". В одном из хадисов Пророка Мухаммада сказано: "То, что действует опьяняюще - хамр. Любой хамр запрещен". Таким, образом, ислам запрещает употребление любых наркотических веществ.
Тринадцать веков назад ислам коренным образом изменил отношение арабского общества к вину, которое до этого там воспевалось (в тогдашнем языке насчитывалось 250 определений этого изделия). Из этого успеха нужно извлечь уроки всем, кто занимается профилактикой в настоящее время. Слагаемыми успеха являются постепенность, опора на культурные традиции и свежие примеры из жизни, обсуждение (а не голое отрицание) позитивных сторон потребления наркотических веществ. Главное же показать, что трезвый образ жизни несет человеку гораздо больше радостей, чем опьянение любыми веществами.
Константин Красовский, Киев