| |
Доктор-пациент
По своей природе эта связь подразумевает двухсторонний обмен информацией. С точки зрения врача, итогом этого обмена будет либо предупреждение, либо диагноз и определение плана лечения пациента. С точки зрения пациента, симптомы болезни должны быть сообщены врачу. Для того, чтобы этот обмен был эффективным, необходимо, чтобы нужды врача (ищущего информацию) и пациента (дающего информацию) были удовлетворены. Структура этого обмена сложна. Она включает в себя последовательные и непоследовательные вопросы для выявления информации, повествовательные, уточняющие и разъясняющие вопросы и косвенные намеки с целью получения необходимой информации. Невербальная коммуникация, например, молчание, взгляд, жест, прикосновение играют не менее важную роль в этом обмене.
Несмотря на то, что взаимоотношения между доктором и пациентом являются предметом научного исследования на протяжении 2-х десятилетий, в России эти взаимоотношения еще не получили специального внимания. Долгосрочная цель данного исследования - это установление лингвистической модели общения между доктором и пациентом, что в свою очередь получит применение как в России, так и в международном здравоохранении вообще.
С 1992 года благодаря многочисленным российско-американским инициативам в здравоохранении (включая СНГ) в России были основаны частные клиники, а также обеспечена возможность для тренинга на американской земле российскому врачебному персоналу. Однако сам по себе такой международный тренинг не может обеспечить прямой перенос или применение полученных знаний. В действительности начальная оценка таких проектов была в лучшем случае смешанная. Для того, чтобы данные проекта достигли успеха, необходимо рассматривать их в условиях российской врачебной традиции.
Исторически российская врачебная подготовка намного отличается от американской. Студенты в основном поступают на медицинский факультет сразу после окончания школы, в возрасте около 17-ти лет. Традиционной практикой является ведение истории болезни и установление диагноза. Из-за нестабильных и ограниченных средств и технологий врачи часто опираются на свои собственные аналитические возможности для установления диагноза.
Американские медицинские студенты поступают в профессиональные вузы после окончания бакалавриата и, в отличие от русских, в основном полагаются на технологию и менее на классическую диагностическую деятельность.
В результате таких различий то, что воспринимается "успешным" разговором между врачом и пациентом для одной страны, может оказаться неудачным для другой.
В 1995 году Онг напечатал первый обзор, касающийся отношений между врачом и пациентом в США, в котором отражены методология и результаты социальных и медицинских исследований. Обе дисциплины подтверждают, что традиционный "отцовский" подход, когда доктор доминирует в собеседовании и назначает план лечения, в США уступает место более двустороннему общению, где пациент является центром внимания.
Несмотря на переход к более двустороннему общению, мы все еще наблюдаем следующую ситуацию:
1) Время, выделяемое врачом на пациента, составляет, в среднем, без перерывов 18 секунд.
2) Из числа пациентов, которые сами начинают обсуждать свои симптомы, только 23 заканчивают свои предположения.
3) В случаях, когда пациенту разрешено говорить, и его не перебивают, его речь длится не более 150 секунд.
Несмотря на тенденцию к увеличению двустороннего общения между врачом и пациентом, в США наблюдается следующая ситуация:
1) 38% пациентов не заканчивают краткосрочных планов лечения.
2) 43% не следуют рекомендациям о долгосрочном лечении,
3) 50% пациентов не могут убедительно объяснить, как долго они должны были принимать предназначенное лекарство. (Розенталь, 1997)
Для того, чтобы исследовать аналогичную ситуацию в России, я провела исследование на основе обозрений из первых рук: аудиозаписи и транскрипций более 30 разговоров (длительностью 20-30 минут) между врачом и пациентом, записанных в Москве и Питере в 1997 году. Мой анализ показал, что доминирующими являются социальные отношения между русскими врачами и пациентами. Важными характеристиками, не встречающимися в аналогичном американском анализе: являются:
1) SES пациентов
2) пол врачей (женщины доминируют во врачебной деятельности России)
3) пол пациента
4) общая вера (врача и пациента) в ценность народной (гомеопатической) медицины.
5) общая информированность и забота по поводу возможности получения назначаемых лекарств.
6) совместное ожидание участия пациента в беседе с врачом и его
самодиагноз.
К содержанию |