|
|
Какими должны быть меры по защите сограждан от табака?16 ноября 2007 года в Казани состоялось заседание городской межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, на котором было принято решение разработать городской план мероприятий по борьбе против табака. Вслед за многими, кто не равнодушен к проблеме, мы констатируем: закон «Об ограничении курения табака» (№ 87-ФЗ) неэффективен. Поэтому мы можем рассчитывать только на меры, которые могут быть разработаны на региональном и местном уровне и будут приняты к исполнению властями. Приглашаем читателей бюллетеня «Феникс» к обсуждению комплекса мер, направленных на уменьшение ущерба от табака. Предложения могут касаться действий городских властей разных уровней, являющихся компетенцией городских Комитетов и Управлений, а также действий на местах (в школах, в вузах, на предприятиях, в лечебных учреждениях, инициатив общественных организаций и т.д.). Мы считаем, что важно также определить также возможности участия гражданского общества в реализации отдельных предложений. Коалиция «За свободный от табачного дыма Татарстан!», как общественное объединение республиканского уровня, может также инициировать обсуждение мер, необходимых для решения проблем, вызываемых табаком, и на уровне Республики Татарстан. Примером являются материалы Открытого института здоровья (г. Москва), который разработал пакет действий по борьбе против табака, возможных на региональном уровне. Региональная программа по борьбе с курением.1. Проведение информационной политики по информированию общества о вреде курения. 1.1. Размещение антитабачной социальной рекламы в региональных СМИ; 1.2. Размещение публицистических телепередач, статей и интервью с экспертами в региональных СМИ; 1.3. Проведение конференций с участием ученых-экспертов, представителей общественных организаций и государственных служащих из ведомств, имеющих отношение к решению проблем, связанных с курением; 1.4. Разработка и проведение кратких информационных курсов о вреде курения для проведения в учебных заведениях и на рабочих местах; 1.5. Разработка и распространение информационных материалов по информированию курящих; 1.6. Проведение программ дополнительного образования, курсов переподготовки и летних школ для социальных работников, психологов, медиков, включая специалистов по лечению табачной зависимости и семейных врачей, сотрудников правоохранительных органов и т.д.; 1.7. Введение и развитие в учебные программы для студентов-медиков курсов о вреде курения и борьбе с ним. 2. Регулирование доступности табачных изделий: 2.1. Регулирование количества торговых точек, имеющих лицензию на торговлю табачными изделиями путем введения открытых конкурсных торгов лицензий из расчета: Для городских поселений: Из расчета 1 точка на 5 тысячи человек; Для сельских поселений: Из расчета 1 точка на 1 тысячу человек. 2.2. Введение представителей общественности в качестве наблюдателей в состав органов государственной власти, ответственных за контроль выполнения требований к держателям лицензий по производству и обороту табачной продукции. 2.2. Запрет на продажу табачных изделий ночью за исключением обслуживания в барах и ресторанах. 3. Внедрение программ консультаций для курящих. 3.1. Выявление курящих: • По информации участковых, социальных работников и граждан; • При госпитализации; • По результатам медицинских обследований; • При получении административного взыскания о курении в неположенном месте; • По информации от работодателей и медицинских работников на предприятиях; 3.2. Консультация врача в течение 5–20 минут о вреде курения. 4. Проведение исследований табачного рынка, проблем, связанных с табакокурением, и результатов изменения мер регулирования потребления табачных изделий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с размещением всех результатов исследований в открытом свободном доступе в интернете. 4.1. Организация мониторинга ситуации по табакокурению в регионе; 4.2. Создание единого регионального массива данных относительно табакокурения, включающего статические данные различных министерства и ведомств; 4.3. Выделение грантов на исследования ситуации по табакокурению в регионе исследовательским коллективам на конкурсной основе. 5. Создание и усиление институтов государственной власти по борьбе с курением. 5.1. Создание координационного совета с участием органов государственной власти региона и представителей общественности, подчиняющегося губернатору или одному из заместителей губернатора, ответственного за вопросы здравоохранения; 5.2. Создание отделов по борьбе с курением в региональном Министерстве здравоохранения. 5.3. В координационный совет сходят представители ведомств, занимающихся профилактикой курения, лечением его последствий, регуляцией табачного рынка, выявлением и борьбой с правонарушениями в сфере производства и оборота табачных изделий и др., представители законодательного собрания региона и муниципальных властей и т.д. 6. Меры по увеличению доступности терапевтической помощи для лиц, страдающих табачной зависимостью. 6.1. Развитие и модернизация системы лечения табачной зависимости путем адаптации современных методов и технологий; 6.2. Развитие системы психологической помощи страдающим от табачной зависимости путем адаптации современных методов; 6.3. Поддержка групп самопомощи страдающих табачной зависимостью; 6.4. Изучение эффективности методов лечения и реабилитации табачной зависимости с публикацией результатов исследований. 7. Поддержка инициатив неправительственных организаций по профилактике проблем, связанных с курением, и борьбы с ними и их последствиями. 7.1. Проведение регулярных встреч представителей государственной и муниципальной власти с представителями неправительственных организаций; 7.2. Осуществление административной, информационной и по возможности финансовой поддержки инициатив неправительственных организаций. 8. Меры по контролю исполнения нормативно-правовых актов в сфере производства, оборота и потребления табачных изделий и выявлению и пресечению нарушений, включая торговлю табачными изделиями, продажу табачными изделиями до установленного законом возраста, курение в общественных местах и т.д. 8.1. Создание в региональном Министерстве внутренних дел отдела, специализирующегося на борьбе с нарушениями законодательства в сфере производства, оборота и потребления табачной продукции; 8.2. Создание горячей линии для сообщений граждан и представителей общественных организаций о фактах нарушения законодательства в данной сфере; 8.3. Внедрение программы контрольных закупок для выявления нарушений; 8.4. Создание общественно-государственных советов в муниципальных образованиях по вопросам контроля таких нарушений. 9. Программы, направленные на ограничение и запрещение курения на рабочих местах. 9.1. Консультации с работодателями о вреде курения работниками на рабочих местах; 9.2. Обучение и переподготовка медицинских работников на предприятиях; Мы выделили несколько приоритетных (по нашему мнению) пунктов из полного пакета: 1. Проведение круглых столов и ежегодных городских конференций с участием государственных служащих из ведомств, имеющих отношение к решению проблем, связанных с курением, а также ученых-экспертов и представителей общественных организаций. 2. Разработка и проведение кратких информационных курсов о вреде курения во всех учебных заведениях региона. 3. Разработка и распространение информационных материалов для курящих; 4. Создание координационного совета с участием органов государственной власти региона и представителей общественности, подчиняющегося президенту РТ или одному из его заместителей. 5. Создание подразделения (отдела) по борьбе с курением в Министерстве здравоохранения РТ. 6. Создание в Министерстве внутренних дел РТ отдела, специализирующегося на борьбе с нарушениями законодательства в сфере производства, оборота и потребления табачной продукции. 7. Создание горячей линии для сообщений граждан и представителей общественных организаций о фактах нарушения законодательства в сфере производства, оборота и потребления табачной продукции.. Приглашаем к обмену мнениями с целью разработки пакета предложений к правительству Республики. Вы можете направить свои предложения в городской план по электронной почте координатору Коалиции (andrin@kstu.ru) или по факсу ((843)5439070 для Ананьевой Г.А.). координатор Коалиции «За свободный от табачного дыма Татарстан!» профессор И.Н. Андреев директор центра профилактики алкогольной и наркотической зависимостей «Выбор», член Коалиции Г.А. Ананьева |
|