Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

Словарь МНАТ-5

Латинские поговорки

Латинские крылатые фразы об образе жизни используются в разных формах отделениями МНАТ.

Наибольшее контрпропагандистское значение имеет использование поговорки «In vino veritas». Она является одним из краеугольных камней алкоголизированного сознания, что было отмечено еще великим поэтом А.Блоком. В его хрестоматийном стихотворении «Незнакомка»:

…пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas» кричат

В первые годы существования МНАТ ее активисты обращали внимание на средневековый парафраз «In vino feritas» (в вине дикость) [2], а также на более адекватный перевод поговорки «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Последняя мысль позволяет выйти на базисные культурные ценности. Если одним из важнейших показателей культуры в быту является самоограничение, то культурный человек – тот, кто сдерживает свои инстинкты. Алкоголь как раз и разрушает эти ценности, временно (блокируя сдерживающие механизмы) и постоянно (убивая часть клеток головного мозга).

С конца 90-х гг. ХХ века активисты МНАТ подчеркивают происхождение поговорки. Подавляюще большинство граждан СНГ уверено, что авторами данной латинской поговорки являются древние римляне, а Древний Рим, классическая античность ассоциируется с высоким уровнем культуры. Однако ученые установили, что сами потомки Ромула поговорки в данной формулировке не знали [3, 381-382]. Фраза «In vino veritas» более позднего, средневекового происхождения, а Средневековье представляется упадком культуры. Следовательно, можно утверждать: культовая поговорка имеет достаточно позднее происхождение и должна вызывать негативные эмоции.

Грубоватая, но весьма эффективная формула «Сначала очисть башку, потом – кишку!» часто используется теми клубами «Оптималист», которые включают в метод Г.Шичко элементы систем по очистке организма с помощью тех или иных препаратов. После осознания клиентами важности четкой установки на здоровье и трезвость их знакомят с латинским аналогом вышеупомянутой словесной формулы: «Mens sana in corpore sano» - «В здоровом теле – здоровый дух» (автор: Ювенал, «Сатиры», Х, 356). Это является лишним свидетельством в пользу того, что трезвость является общечеловеческой ценностью.

Принцип «Не навреди!», провозглашенный древнегреческим врачом Гиппократом, регулярно звучит в письменной и устной речи мнатовцев, а однажды он даже стал названием небольшой брошюры [1]. Латинский перевод принципа Гиппократа выглядит так: «Noli nocere!»

Наиболее ярко использована была мудрость древних в ходе антикурительной акции 31.05.06 в Казани. Раздаточный материал акции содержал двуязычный призыв: латинский текст «Medice, cura te ipsum!» и перевод «Врачу, исцелися сам!» Данный фрагмент из Евангелия от Луки (глава 4, стих 21) подчеркивал важность личного примера в осуществлении воспитательной работы. Об этом же говорила и иллюстрация, в комическом виде изображавшая курящих медицинских работников.

Используются активистами МНАТ, однако значительно реже, и другие поговорки: «Multum vinum bibere, non diu vivere» (Много вина пить – недолго жить), «Morbus evitare quam curare facilis est» (Болезни легче избежать, чем лечить) [2].

В использовании поговорок казанским мнатовцам оказывает содействие кафедра латинского языка Казанского медицинского университета.

В целом, следует признать что у МНАТ существуют еще большие резервы по вовлечению мыслей древних в профилактическую работу.

Литература:

1. Ловчев В.М. Не навреди! // Эйфория, 2002, № 6.

2. Мухаметова Р.Н., Стеклянов О. Латинские поговорки // Феникс, 1995, №3, С. 4.

3. Словарь латинских крылатых слов. Под редакцией Я.М.Боровского. – М.: Русский язык, 1982. – 959с.

 

Статья о трезвенном движении из №3 полезна, есть верные обобщения и выводы. Только я убеждён, что ТД в России, включая 1980-е гг., а может быть и сегодня - это ответ традиционного, а не гражданского общества на вызов капитализма (или на вызов тоталитарного государства - при СССР). Самоуправление «мира», церковные общины (общества трезвости при них) - это саморегуляция именно традиционного общества. (См. книгу: Б. Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократической

семьи, «гражданского» общества и правового государства. - В 2 т. - 3 изд., испр., доп. - СПб., 2003. В частности, в ней имеется важный раздел - «Менталитет сельского и городского населения». - Т. 1, с. 327-345). У нас в СССР общинами были «трудовые коллективы». (См. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: От начала до Великой Победы. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Он же. Советская цивилизация. Кн. 2. От Великой Победы до наших дней. - М.: Алгоритм, 2002). Ещё одно уточнение - это то, что современное ТД уступает по влиянию не только указанным в статье, но всем предыдущим ТД, кроме, пожалуй, «клубного» 1960-70-х гг. Александр Афанасьев, Томск

Разделяю восторги рецензента Алексеева по поводу четвёртого издания Словаря. Единственное: у меня было такое чувство, что в словаре не хватает статей о Л. Н. Толстом и А. С. Пушкине. Об их трезвенных идеях тоже было бы полезно рассказать. Наличие предметного указателя и списка сокращений облегчает пользование словарём. Словарь может быть использован как дополнительное учебное пособие (на нашем факультете дополнительных профессий, например). Собираюсь пять экземпляров словаря передать в библиотеку, и только остальные подарю лучшим студентам.

Наталья Гринченко, Елец.

Перечитываю словарь

Читая, листая, перечитывая четвертое издание «Словаря МНАТ», вдруг вспомнил философскую поэму «О природе вещей», прочитанную мной лет двадцать назад. Римский философ-материалист и талантливый поэт Тит Лукреций Кар (I век до н.э.) в этом великом произведении дидактической литературы в поэтической форме изложил атомистическую теорию мироздания, о материальности души, о природе богов, о происхождении земли, неба, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры. Так вот, читая «Словарь МНАТ», я вспомнил, что в одной из шести книг своей поэмы Лукреций несколько строк посвятил вину, его влиянию на человека.

Порылся в шкафу, перелистал. И нашел эти строки в третьей книге (части) поэмы. Вот они:

470 Стало быть, надо признать, что и дух разлагается также,
Если глубоко в него проникает зараза недуга.
Ибо и боль и недуг - одинаково зодчие смерти,
Как убедиться могли на погибели многих мы раньше.
И, наконец, почему, когда внутрь человека проникнет
Едкая крепость вина и огонь разольется по жилам,
Все тяжелеет у нас, заплетаются ноги, коснеет
Тело, шатаясь, язык цепенеет, и ум затуманен,
480 Мутны глаза, поднимается крик, икота и ссоры,
Да и дальнейшее все, что при этом бывает обычно?
Не потому ль это так получается все постоянно,
Что даже в теле душа возмущается крепостью винной?

Цит. по: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. (Перевод с латинского Ф.Петровского). - М.: Художественная литература, 1983. - 383с. (б-ка античн. лит-ры). Процитированные строки (стихи) – на стр. 105 указанного издания.

Вот и все на винную тему в поэме Лукреция. Но и этого достаточно, чтобы уяснить его понимание проблемы. Для нас же данный фрагмент – аргумент двухтысячелетней давности. Аргумент хрестоматийный.

Николай Паранич, вице-председатель МНАТ, Иршава, Украина.

Вариант статьи о ТД считаю удачным. Правда вызывает сомнение завершить ее периодизацией. Периодизация – проблема второстепенная относительно первостепенной, каковая есть выработка модели (моделей) возможного ТД на основе анализа предшествующих. Я предпочел бы видеть завершение статьи именно выводом: «Таким образом, исследованные опыты борьбы с пьянством, «осушения» и трезвеннических движений свидетельствуют: 1)… 2) …..N) ….

И еще: в словаре стоит быть аккуратнее с формулировками типа: реформы Александра II «по строительству гражданского общества». Слов нет: его реформирование монархии (!) сопровождалось возникновением институтов ГО, но урезанного (кстати, когда возник институт мирового суда – причем выборно-всесословного (!) в отличие от нынешней пародии с назначением мировых судей – то мой прадед был избран таковым в Рославлеве). Плюс к тому: 80-е годы – это уже не свертывание ли и реформы управления, и судебной и пр. при преемнике? Чем-то не напоминает ли возникновение ОБСА/ВСПО + ТК на излете НЭПа?

Станислав Шевердин, член Совета МНАТ, Московская область

Словарь МНАТ-4 для работы - самое то. Пригодился к 19 мая; на 18 мая: день рождения Г. А. Шичко и празднование иконы Божьей Матери

«Неупиваемая чаша» - не получилось, но привязка была озвучена к этим датам. Акция у нас в библиотеке была, против наркомании, «Мы выбираем жизнь!» С ПУ-18 приглашены ребята были, библиотекари со своими материалами поработали и затем я с «кайгородцевскими» плакатами.

Немного поскромнее, чем в прошлый год, без телевидения (оно было на «Дне одаренных детей» в РЦКД), но зато без официоза и зажатости. Атмосфера контакта с аудиторией полная. Словарь пригодился, несколько раз открывал: ИОГТ-56 стран мира, Катановский переулок, «Стена плача», «Феникс»-история, стихи Симоновой и т.д. Удобно: много информации под рукой и ссылка на внушительную кни-жицу от международной организации. Эмблему МНАТ подробно по контуру обрисовал - расшифровал дословно. В общем, Словарь - это необходимая настольная (карманная?) книга активно живущего пропагандиста-трезвенника. Даже похоже в чем-то на методическое пособие. Сокращать не надо. Например, о ПКП - не надо сокращать, о Дж. Лондоне - тоже, про зарубежных трезвенников - не надо. Например, я, до знакомства с МНАТ, о них ничего не знал. Да и о наших некоторых тоже: о позднем Шукшин, Репине, Миклухо-Маклае. Может об их трезвеннических периодах тоже в Словаре написать?

Александр Смышляев, село Аскиз, Хакасия

Я получила 4-е издание «Словаря МНАТ» и сопоставила его со вторым изданием. Превосходство 4-го издания не вызывает сомнений. Читается новая публикация с особым вниманием и интересом. Труды авторов Словаря не пропали даром!

Зоя Коробкина, д.т.н., Владимир

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz