|
|
Словарь МНАТ-5Латинские поговоркиЛатинские крылатые фразы об образе жизни используются в разных формах отделениями МНАТ. Наибольшее контрпропагандистское значение имеет использование поговорки «In vino veritas». Она является одним из краеугольных камней алкоголизированного сознания, что было отмечено еще великим поэтом А.Блоком. В его хрестоматийном стихотворении «Незнакомка»:
…пьяницы с глазами кроликов В первые годы существования МНАТ ее активисты обращали внимание на средневековый парафраз «In vino feritas» (в вине дикость) [2], а также на более адекватный перевод поговорки «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Последняя мысль позволяет выйти на базисные культурные ценности. Если одним из важнейших показателей культуры в быту является самоограничение, то культурный человек – тот, кто сдерживает свои инстинкты. Алкоголь как раз и разрушает эти ценности, временно (блокируя сдерживающие механизмы) и постоянно (убивая часть клеток головного мозга). С конца 90-х гг. ХХ века активисты МНАТ подчеркивают происхождение поговорки. Подавляюще большинство граждан СНГ уверено, что авторами данной латинской поговорки являются древние римляне, а Древний Рим, классическая античность ассоциируется с высоким уровнем культуры. Однако ученые установили, что сами потомки Ромула поговорки в данной формулировке не знали [3, 381-382]. Фраза «In vino veritas» более позднего, средневекового происхождения, а Средневековье представляется упадком культуры. Следовательно, можно утверждать: культовая поговорка имеет достаточно позднее происхождение и должна вызывать негативные эмоции. Грубоватая, но весьма эффективная формула «Сначала очисть башку, потом – кишку!» часто используется теми клубами «Оптималист», которые включают в метод Г.Шичко элементы систем по очистке организма с помощью тех или иных препаратов. После осознания клиентами важности четкой установки на здоровье и трезвость их знакомят с латинским аналогом вышеупомянутой словесной формулы: «Mens sana in corpore sano» - «В здоровом теле – здоровый дух» (автор: Ювенал, «Сатиры», Х, 356). Это является лишним свидетельством в пользу того, что трезвость является общечеловеческой ценностью. Принцип «Не навреди!», провозглашенный древнегреческим врачом Гиппократом, регулярно звучит в письменной и устной речи мнатовцев, а однажды он даже стал названием небольшой брошюры [1]. Латинский перевод принципа Гиппократа выглядит так: «Noli nocere!» Наиболее ярко использована была мудрость древних в ходе антикурительной акции 31.05.06 в Казани. Раздаточный материал акции содержал двуязычный призыв: латинский текст «Medice, cura te ipsum!» и перевод «Врачу, исцелися сам!» Данный фрагмент из Евангелия от Луки (глава 4, стих 21) подчеркивал важность личного примера в осуществлении воспитательной работы. Об этом же говорила и иллюстрация, в комическом виде изображавшая курящих медицинских работников. Используются активистами МНАТ, однако значительно реже, и другие поговорки: «Multum vinum bibere, non diu vivere» (Много вина пить – недолго жить), «Morbus evitare quam curare facilis est» (Болезни легче избежать, чем лечить) [2]. В использовании поговорок казанским мнатовцам оказывает содействие кафедра латинского языка Казанского медицинского университета. В целом, следует признать что у МНАТ существуют еще большие резервы по вовлечению мыслей древних в профилактическую работу. Литература: 1. Ловчев В.М. Не навреди! // Эйфория, 2002, № 6. 2. Мухаметова Р.Н., Стеклянов О. Латинские поговорки // Феникс, 1995, №3, С. 4. 3. Словарь латинских крылатых слов. Под редакцией Я.М.Боровского. – М.: Русский язык, 1982. – 959с.
Статья о трезвенном движении из №3 полезна, есть верные обобщения и выводы. Только я убеждён, что ТД в России, включая 1980-е гг., а может быть и сегодня - это ответ традиционного, а не гражданского общества на вызов капитализма (или на вызов тоталитарного государства - при СССР). Самоуправление «мира», церковные общины (общества трезвости при них) - это саморегуляция именно традиционного общества. (См. книгу: Б. Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, «гражданского» общества и правового государства. - В 2 т. - 3 изд., испр., доп. - СПб., 2003. В частности, в ней имеется важный раздел - «Менталитет сельского и городского населения». - Т. 1, с. 327-345). У нас в СССР общинами были «трудовые коллективы». (См. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: От начала до Великой Победы. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Он же. Советская цивилизация. Кн. 2. От Великой Победы до наших дней. - М.: Алгоритм, 2002). Ещё одно уточнение - это то, что современное ТД уступает по влиянию не только указанным в статье, но всем предыдущим ТД, кроме, пожалуй, «клубного» 1960-70-х гг. Александр Афанасьев, Томск
Разделяю восторги рецензента Алексеева по поводу четвёртого издания Словаря. Единственное: у меня было такое чувство, что в словаре не хватает статей о Л. Н. Толстом и А. С. Пушкине. Об их трезвенных идеях тоже было бы полезно рассказать. Наличие предметного указателя и списка сокращений облегчает пользование словарём. Словарь может быть использован как дополнительное учебное пособие (на нашем факультете дополнительных профессий, например). Собираюсь пять экземпляров словаря передать в библиотеку, и только остальные подарю лучшим студентам. Наталья Гринченко, Елец.
Перечитываю словарьЧитая, листая, перечитывая четвертое издание «Словаря МНАТ», вдруг вспомнил философскую поэму «О природе вещей», прочитанную мной лет двадцать назад. Римский философ-материалист и талантливый поэт Тит Лукреций Кар (I век до н.э.) в этом великом произведении дидактической литературы в поэтической форме изложил атомистическую теорию мироздания, о материальности души, о природе богов, о происхождении земли, неба, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры. Так вот, читая «Словарь МНАТ», я вспомнил, что в одной из шести книг своей поэмы Лукреций несколько строк посвятил вину, его влиянию на человека. Порылся в шкафу, перелистал. И нашел эти строки в третьей книге (части) поэмы. Вот они:
470 Стало быть, надо признать, что и дух разлагается также, Цит. по: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. (Перевод с латинского Ф.Петровского). - М.: Художественная литература, 1983. - 383с. (б-ка античн. лит-ры). Процитированные строки (стихи) – на стр. 105 указанного издания. Вот и все на винную тему в поэме Лукреция. Но и этого достаточно, чтобы уяснить его понимание проблемы. Для нас же данный фрагмент – аргумент двухтысячелетней давности. Аргумент хрестоматийный. Николай Паранич, вице-председатель МНАТ, Иршава, Украина.
Вариант статьи о ТД считаю удачным. Правда вызывает сомнение завершить ее периодизацией. Периодизация – проблема второстепенная относительно первостепенной, каковая есть выработка модели (моделей) возможного ТД на основе анализа предшествующих. Я предпочел бы видеть завершение статьи именно выводом: «Таким образом, исследованные опыты борьбы с пьянством, «осушения» и трезвеннических движений свидетельствуют: 1)… 2) …..N) …. И еще: в словаре стоит быть аккуратнее с формулировками типа: реформы Александра II «по строительству гражданского общества». Слов нет: его реформирование монархии (!) сопровождалось возникновением институтов ГО, но урезанного (кстати, когда возник институт мирового суда – причем выборно-всесословного (!) в отличие от нынешней пародии с назначением мировых судей – то мой прадед был избран таковым в Рославлеве). Плюс к тому: 80-е годы – это уже не свертывание ли и реформы управления, и судебной и пр. при преемнике? Чем-то не напоминает ли возникновение ОБСА/ВСПО + ТК на излете НЭПа? Станислав Шевердин, член Совета МНАТ, Московская область
Словарь МНАТ-4 для работы - самое то. Пригодился к 19 мая; на 18 мая: день рождения Г. А. Шичко и празднование иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» - не получилось, но привязка была озвучена к этим датам. Акция у нас в библиотеке была, против наркомании, «Мы выбираем жизнь!» С ПУ-18 приглашены ребята были, библиотекари со своими материалами поработали и затем я с «кайгородцевскими» плакатами. Немного поскромнее, чем в прошлый год, без телевидения (оно было на «Дне одаренных детей» в РЦКД), но зато без официоза и зажатости. Атмосфера контакта с аудиторией полная. Словарь пригодился, несколько раз открывал: ИОГТ-56 стран мира, Катановский переулок, «Стена плача», «Феникс»-история, стихи Симоновой и т.д. Удобно: много информации под рукой и ссылка на внушительную кни-жицу от международной организации. Эмблему МНАТ подробно по контуру обрисовал - расшифровал дословно. В общем, Словарь - это необходимая настольная (карманная?) книга активно живущего пропагандиста-трезвенника. Даже похоже в чем-то на методическое пособие. Сокращать не надо. Например, о ПКП - не надо сокращать, о Дж. Лондоне - тоже, про зарубежных трезвенников - не надо. Например, я, до знакомства с МНАТ, о них ничего не знал. Да и о наших некоторых тоже: о позднем Шукшин, Репине, Миклухо-Маклае. Может об их трезвеннических периодах тоже в Словаре написать? Александр Смышляев, село Аскиз, Хакасия
Я получила 4-е издание «Словаря МНАТ» и сопоставила его со вторым изданием. Превосходство 4-го издания не вызывает сомнений. Читается новая публикация с особым вниманием и интересом. Труды авторов Словаря не пропали даром! Зоя Коробкина, д.т.н., Владимир |
|