|
|
Словарь МНАТ: новые задачиЗа короткое время увидели свет два издания Словаря МНАТ. 3-е издание в качестве учебного пособия рас-пространено в Казанском технологическом университете. 4-е издание поступило в различные регионы России, Украины и дальнего зарубежья. Использовать его в работе стало удобнее: в Словаре появились предметный указатель и перекрестные ссылки. Конечно, нельзя еще сказать, что достигнута основная цель: обобщить опыт трезвеннической организации, работающей в Восточно-европейском регионе с начала 90-х годов ХХ века. Многие интересные страницы из истории МНАТ пока намечены лишь схематически или вообще не были освещены. К тому есть объективные причины: ресурсов МНАТ недостаточно, чтоб создать большой, хорошо иллюстрированный том, всесторонне освещающий проблемы отрезвления. Однако сказываются и причины субъективные: 1) «неторопливость» (мягко говоря) активистов МНАТ в фиксации информации. Например, целый ряд мнатовцев до сих пор не подал своих автобиографических статей, несмотря на многочисленные напоминания со стороны редактора Словаря. Но кто, кроме нас, сможет собрать и сохранить эту информацию? 2) недостаточное внимание к теоретическим вопросам со стороны актива МНАТ. Поэтому в Словаре почти не освещен понятийный аппарат, которым оперирует МНАТ в своей работе. Такой недостаток в один вечер не исправишь, это не автобиографическую статью написать. Обсуждение одного только понятия «Трезвенническое движение» потребовало ресурсов, объем которых сопоставим с расходами на публикацию первого издания Словаря. Однако именно в более тщательном осмыслении теоретических вопросов видится ныне одно из магистральных путей совершенствования Словаря. Кто знает, не оценит ли последующее поколение трезвенников в качестве главной заслуги Словаря интеллектуальный толчок к осмыслению теории нашего движения?! Поэтому на страницах «Феникса» мы продолжаем обсуждение нашего базисного понятия. Ознакомьтесь с проектом статьи «Трезвенническое движение» и высылайте свои соображения.
Трезвенническое движениеОдно из центральных понятий в деятельности МНАТ. Трезвенническое движение (далее ТД) – наиболее сознательная и последовательная часть антиалкогольных движений, то есть коллективных, организованных действий различных слоев общества, направленных против производства, распространения и потребления алкоголя. Широкий спектр урона, приносимого алкоголем, закономерно вызывает попытки многих граждан уменьшить этот урон: сократить производство алкоголя, ограничить его рекламу, запретить потребление алкоголя группами риска и т.п. На этой почве возникают всплески антиалкогольного движения, которые спадают по мере преодоления наиболее одиозных форм алкоголепотребления. Самыми яркими проявлениями антиалкогольного движения в СНГ начала XXI века являются антипивные действия (коллективные петиции за запрет рекламы пива, борьба с так называемыми «праздниками пива», требования закрыть те или иные питейные заведения и др.). Последовательность собственно трезвеннических движений проявляется в преемственности их антиалкогольных действий, разовые антиалкогольные акции рассматриваются в контексте движения к конечной цели ТД: к обществу, свободному от производства и потребления алкоголя. Например, лозунг европейского антиалкогольного движения, сформулированный на парижской конференции 1995г., гласит: «Алкоголь? Лучше меньше!» Трезвеннические движения, разделяя эту формулу, доводят ее до логического конца: «Если алкоголя чем меньше, тем лучше, то идеальной нормой будет нулевое алкоголепотребление». Сознательность участников ТД проявляется в том, что они сначала предъявляют требования к самим себе (так называемый «сухой закон для себя») и лишь потом предъявляют требования к государству (лоббируют антиалкогольное законодательство). «Сухой закон для себя» сближает ТД с группами самопомощи (АА). Отличием от последних является наличие у ТД социального идеала: трезвого общества. Кроме того, ТД СНГ в «сухой закон для себя» автоматически включает и отказ от второго опаснейшего легального наркотика - табака. Участникам движения АА потребление табака не возбраняется. «Сухой закон для себя» устанавливают и некоторые религиозные конгрегации. В отличие от них, у ТД антиалкогольная деятельность является центральной, смыслообразующей. ТД возникает в начале XIX в. в США, то есть в стране, построенной на максимальной самодеятельности общества и минимальной роли государственного (чиновничьего) аппарата. В России ТД начинается с региона, испытавшего максимальное влияние западной политической культуры - с Прибалтики (вторая половина 30-х гг. XIX века). Общероссийского размаха в конце 50-х гг. XIX века достигает ТД, крестьянское по составу, то есть опиравшееся на общественный слой, имевший реальные механизмы самоуправления (община, «мир»). Следующий подъем ТД в России (с середины 80-х гг. XIX века) начинается лишь тогда, когда появляются первые результаты реформ императора Александра II по строительству гражданского общества. Во второй половине ХХ века трезвенническое движение появляется в СССР за полтора десятка лет до решения центральной власти о создании официальной структуры – ВДОБТ. Следовательно, по сути ТД является ответом общества на неспособность государства решить алкогольную проблему. ТД СНГ начала XXI века представлено различными организациями: светскими и религиозными, женскими и молодежными, региональными и межгосударственными. Однако влияние ТД СНГ начала XXI века на общественную жизнь существенно уступает влиянию его предшественников рубежа XIX и ХХ веков и конца 20-х гг. ХХ века. Завершить статью предполагается таблицей о периодизации отечественного ТД, один из вариантов такой таблицы был опубликован в предыдущем номере «Феникса». Владимир Ловчев, канд. ист. наук |
|