|
|
Периодизация трезвенного движения в России XIX-начала XXI вв.
Выход работы уважаемого С.Н. Шевердина «Трезвенническое движение» (Проект статьи для словаря МНАТ // Эйфория. 2006. №2) стал очень своевременным. Давно существует необходимость обсудить вопросы теории и истории движения. Предлагаем соратникам на обсуждение определение и периодизацию движения.
«Трезвенное движение (ТД) – это общественное движение за добровольный отказ (временный или постоянный) от потребления алкоголя, принятие органами местного самоуправления и государством ограничительно-запретительных и просветительных мер». Можно было бы написать «за полный постоянный отказ», но тогда в движение не войдёт крестьянское движение 1858-1859 годов как отказ от потребления дорогой и «некачественной» водки откупщиков, а его из истории не выбросишь. Участники движения, не только в России, но и в Европе, Америке, вначале боролись против потребления водки (и подобных ей крепких изделий) и лишь спустя десятилетия началось движение против потребления любых алкогольных изделий.
2. Таблица. Периодизация трезвенного движения в России-СССР.
Литература к таблице: Фёдоров В.А. Трезвенное движение // Советская историческая энциклопедия. М., 1973. Т. 14. Стб. 381; Шичко Г.А. Трезвенные движения // Маленький словарь оптималиста. Л., 1984; Протько Т.П. В борьбе за трезвость: Страницы истории. Минск: Наука и техника, 1988. 165 с.; Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России, Европе, США как движение за самосохранение человечества (XIX в.-1914 г.) // Социологические исследования. М. 1997. №9. С. 117-122; Словарь оптималиста / Сост. и ред. Е. Батраков. 2-е изд. Абакан, 2003. С. 27-29, 44-46, 48; Ловчев В. Водка сильна, но сильнее воля своя! Трезвеннические традиции Казани в контексте общероссийских антиалкогольных добровольческих инициатив // Эйфория. 2003. №9. 56 с.; Основы собриологии / Ред. А.Н. Маюров. М.: Свободное сознание, 2003. С. 34-39; Шевердин С.Н. Трезвенническое движение (проект статьи для Словаря МНАТ). Эйфория. Казань. 2006. №2 (109). 46 с.
3. Пояснения к таблице. 1. За основу выделения этапов трезвенного движения берутся этапы социально-экономического развития России. При этом мы учитываем методологию В.И. Ленина, которую он предложил в статье об этапах революционного общественного движения в России[v]. Правда, у Ленина в основе этапов движения был социальный состав участников, а не этапы социально-экономического развития страны. Но изменение состава участников революционного движения совпадало с новыми этапами развития страны. В новых социально-экономических условиях менялся и социальный состав движения. Иными словами, на каждом этапе социально-экономического развития России трезвенные движения (или этапы ТД) существенно отличаются от предыдущих по условиям работы, задачам, а нередко и по социальному составу участников. 2. На наш взгляд, правильнее говорить о «трезвенном», а не о «трезвенническом» движении, ибо: 2.1. Такова была традиция: до революции, в 1858-1917г., движение называлось именно трезвенным. См. статьи «трезвенное движение» В.А. Фёдорова в «Большой советской» и «Советской исторической» энциклопедиях и «трезвенные движения» Г.А. Шичко в «Словаре оптималиста». Менять название, - значит, в какой-то степени отказываться от мощной предшествующей традиции. 2.2. Название «трезвенное» точнее отражает цель – трезвость, а «трезвенническое» - взгляды участников. Сравните: «народническое» движение – это движение (кого?) «народников». Нам же важно, чтобы в названии указывалось, не кто участвует, а чего добивается движение. 3. Может быть, стоит объединить предложенное нами Второе (1880-е - середина 1890-х гг.) и Третье движения (середина 1890-х-1917гг.), тогда Второе ТД будет дольше: 1880-е – 1917гг. Хотя правильнее рассматривать их отдельно, так, как в таблице, ибо примерно со второй половины 1890-х гг. движение стало существенно отличаться от предыдущего следующим: 4.1. В него стали вступать промышленные рабочие; 4.2. Движение постепенно стало широким, многочисленным, массовым. То и другое можно проследить на примере знаменитого петербургского Александро-Невского общества трезвости (1898-1917гг., с 1915г. – Александро-Невское братство трезвости). 5. В 1918-1925гг. самодеятельного общественного трезвенного движения и обществ трезвости не было. Была антиалкогольно-алкогольная политика государства. В условиях революции в 1917-1918гг. дореволюционные общества трезвости либо были вынуждены самораспуститься, либо были закрыты/не перерегистрированы Временным правительством/большевиками. Поэтому этап 1918-1925гг. как самостоятельный не выделяется. Здесь, как и в хронологии 2-го и 3-го движений, мы уточняем уважаемого Г.А. Шичко, который в 1984г. впервые предложил периодизацию российско-советского ТД. 6. Интересен вопрос с «Шестым ТД». Стоит ли его выделять? Думается, стоит, ибо в период разрушения СССР и в послесоветской России многое существенно изменилось по сравнению с периодом «советской цивилизации». Другая страна – другое движение. Или иначе: в новых условиях движение не могло остаться прежним. Мы и не заметили, как оказались в другой стране и из «советских» трезвенников стали …«послесоветскими». Начиная с 1989 г. и далее в условиях ожесточённой борьбы за власть, а затем и смены общественного строя произошли следующие главные изменения: 6.1. Резко снизилось общественное внимание к вопросам культурнической работы, в том числе к отрезвлению. Большинство людей в условиях разрушения СССР и становления нового общественного строя были вынуждены думать о выживании, а не о совершенствовании и росте, к чему призывает ТД. В дальнейшем, примерно с конца 1990-х, в обществе возобладал культ потребления, который также не способствует ТД;
6. 4. Изменились условия и объект борьбы. В январе 1992г. Ельцин вместе с подручными в обход закона исподтишка ликвидировали государственную алкогольную монополию. Государство формально осталось не причём. Теперь надо бороться не с коммунистическим, советским государством, как единственным алкопроизводителем и алкоторговцем, а с сообществом буржуазных собственников, открытых и скрытых (объединенных в преступные сообщества).
Александр Афанасьев, канд. ист. наук. Томск, январь 2006. От редакции: редакция «Феникса» продолжает обсуждение базисного понятия словаря МНАТ. А.Л.Афанасьев предлагает вернуться к «трезвенному движению», однако в практике МНАТ закрепилось понятие именно трезвенническое, а не трезвенное движение (см. подавляющее большинство публикаций в прессе МНАТ и на сайте МНАТ). Данное слово роднит нас с другими современными движениями: политическими (коммунистическим, социалистическим), экологическими и пр. Эта форма указывает не столько на состав движения (в экологическом движении участвуют не только экологи, например, казанские трезвенники активно участвовали в акциях против биохимзавода во второй половине 80-х гг. ХХ в.). В данном названии четко указана цель: экологические движения стремятся к гармоническим взаимоотношениям природы и общества, социалистическое движение стремится к обществу, свободному от эксплуатации человека человеком. За старое «трезвенное» название говорит традиция, однако МНАТ стремится при прочих равных условиях говорить на языке, понятном большинству сограждан. Поэтому далее будет употребляться понятие «трезвенническое движение». [i] В 3-м столбце курсивом выделены социальные слои, которые на данном этапе являлись новыми для движения, по сравнению с предыдущим этапом. [ii] Зиновьев А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца. – М.: Центрполиграф, 1999. – С. 275-307. [iii] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: От начала до Великой Победы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Он же. Советская цивилизация. Кн. 2-я. От Великой Победы до наших дней. – М.: Алгоритм, 2002. [iv] Под социал-коммунизмом томский философ В.В. Головко понимает «окапиталистиченный коммунизм». См.: Головко В.В. На пути к Социалу: Введение в Российское будущее / Под ред. В.Г. Садкова; Томский гос. ун-т, Научно-внедренческое предприятие «Социопрогресс». – Томск, Б. и., 1993. – С. 137, 164-171. [v] Ленин В.И. Памяти Герцена // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 21. – С. 262.
|
|