|
|
Малоизвестная страница из деятельности казанского общества трезвости
В деятельности «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), возникшего в 1905г. на его базе Казанского отдела «Русского Собрания» (КОРС) и объединённых с ним право-монархических обществ особое место занимали труды по увековечению памяти местоблюстителя Патриаршего Престола (в 1612-1613гг.), второго митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, помазавшего на царство первого царя из Дома Романовых - Михаила Фёдоровича. Могила святителя Ефрема, почитавшегося ранее также в качестве святого чудотворца, находилась в так называемой «пещёрке» на территории Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в Казанском Кремле, рядом «с могилами нетленно почивающих преподобных Ионы и Нектария (Застолбских)». В 1596 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом последовало открытие мощей свв.[ятителей] Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их оставлены были наверху, а для останков иноков Ионы и Нектария сооружена была пред алтарём каменная «пещёрка», которая изнутри имела каменный свод. «Пещёрка» не позже 1606 года приняла останки благочестивого греческого архиепископа Епифания. На могиле его лежал камень со следующей надписью: «Апреля в 19-й день. На память преподобнаго отца нашего Иоанна ветхия лавры. Преставися преосвященный Епифаний архиепископ святаго града Иерусалима, монастыря святыя Голгофы, иже на краниеве месте». В 1614 году здесь же был погребён казанский митрополит Ефрем (+ 26 декабря 1613), короновавший первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. В 1706г. в «пещёрке» был погребён греческий епископ Арсений. В N 6 - 7 журнала КОТ «Деятель» за 1901г. содержался любопытный комментарий к опубликованной в «Санкт-Петербургских Ведомостях» статье «Забытое имя митрополита Казанского Ефрема». «Мы желаем именно, - писала, в частности, эта газета, - восстановления памяти о митрополите Ефреме потому, что несомненна его очень большая известность, по крайней мере, в XVII столетии. На это указывает стенное изображение митрополита Ефрема в одной казанской единоверческой церкви, что очень замечательно и с исторической, и с литургической стороны: как, действительно, мог попасть в иконописные изображения лик митрополита Ефрема? Интересно бы выслушать по этому вопросу мнения русских историков и литургистов... Существуют ли подобные случаи ещё в русской истории? И по каким непостижимым причинам память о знаменитом казанском митрополите ныне утрачена среди русских людей? Если бы кто-нибудь ответил на эти вопросы и помог обновить в русских сердцах воспоминание о святителе-патриоте!» Призыв «Санкт-Петербургских Ведомостей» нашёл живой отклик у активистов КОТ. При этом они зарекомендовали себя тонкими знатоками данного вопроса. «Иконописное изображение свят.[ителя] Ефрема, - разъяснял «Деятель», - как мы справились, находится в единоверческой Никольской церкви [города Казани]; там же имеются изображения препод.[обных] Ионы и Нектария, казанских мучеников: Петра, Стефана и Иоанна и Архиепископа Иерусалимского Епифания (грека); замечательны эти все иконы тем более, что единоверие очень чутко ко всяким новшествам и не допустило бы в своих церквах чего-либо не имеющего строго церковного характера. Эти иконы относятся к началу XVIIIв.и расположены так: св.[ятой] Герман, Архиеп.[ископ] Казанский, и «святый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец»; между ними Образ св.[ятой] Троицы. Икона эта принадлежит к 1722г. Второй образ: «св.[ятой] Епифаний, Архиепископ Иерусалимский в Казани» и «св.[ятой] мученик Иоанн Казанский», по бокам образа св.[ятых] Трёх вселенских святителей. Третья икона изображает св.[ятого] мученика Петра Казанского и св.[ятого] Мученика Стефана с образом между ними Божией Матери всех скорбящих. Наконец, на четвёртом образе мы видим «преподобных Иону и Нектария, Казанских чудотворцев» с образом посреди них свв.[ятых] Гурия и Варсонофия. Так.[им] обр.[азом], указанный автором статьи из «С[анкт-]П[етер]Б.[ургских] Вед.[омостей]» случай с иконописным изображением некогда чтимого и ныне забытого Митр.[ополита] Ефрема имеет сходство и с другими казанскими святыми; значит, подобный случай в русской агиографии не единичен, и тем более заслуживает внимания. До семидесятых годов XIX в.иконописное изображение всех указанных казанских угодников Божиих было и на западной стороне «пещёрки» Спасского монастыря, но вместо своевременного исправления эти изображения были вовсе уничтожены. За время настоятельства над монастырём епископа Антония (ныне Уфимского), когда в нём начало процветать вообще Уставное богослужение, установлены еженедельные субботние панихиды и по всем погребённым в «пещёрке» казанским угодникам». Вслед за КОТ, вопрос о необходимости возрождения и увековечения памяти святителя Ефрема был поставлен в повестку дня и КОРС - уже через полгода с небольшим с момента официального открытия деятельности этой право-монархической организации. 31 мая 1906г. казанские эрэсовцы во главе с А.Т.Соловьёвым постановили принять участие в благоустройстве «часовни-склепа» с останками митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, испросив на то содействие «на самом верху». Долгожданная торжественная закладка часовни состоялась 14 мая 1915г. при значительном стечении народа, среди которого присутствовали первые светские и духовные лица Казани и Казанской губернии (в том числе - главный начальник Казанского военного округа генерал от инфантерии П.А.Гейсман, Казанский губернатор П.М.Боярский, и.д. губернского предводителя дворянства А.Н.Боратынский, Казанский городской голова В.Д.Боронин и многие другие). «И ныне, - предварял это событие Н.А.Александров, - в день Священного Коронования Благополучно Царствующего Государя Императора Николая Александровича, торжественно залагается первый камень над гробницей Казанского митрополита Ефрема, 300 лет назад помазавшего на Царство Его Прародителя, юного Боярина Михаила Феодоровича Романова». Торжество являлось грандиозным. Даже пасмурная погода отступила перед праздничным настроением православных горожан и уже к полудню этого дня «разгулялась». «Вчерашний день, - писал 15 мая 1915г. «Казанский Телеграф», - надолго останется в памяти казанцев. Давно уже, очень давно наш город не видал такой величественной, красивой картины. Торжество закладки памятника-часовни над гробницей великого святителя-патриота вышло настоящим, действительно народным торжеством». Благодаря стараниям строительного комитета под председательством Казанского губернатора П.М.Боярского, по информации журнала КОТ «Деятель», уже в феврале 1916г. часовня была «в черне закончена» и начался «кружечный сбор» средств на её внутреннюю отделку. Однако революционные события 1917г. и последовавшее за ними богоборческое лихолетье внесли в дело увековечения памяти святителя Ефрема свои разрушительные коррективы. К сожалению, автору не удалось пока проследить в деталях дальнейшую судьбу часовни-памятника, но то, что она оказалась трагической, очевидно, так как в советское время практически весь комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря был разрушен до основания в прямом смысле этих слов. Весьма символично, что и по сей день на перекопанной вдоль и поперёк территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря открываются захоронения с мощами праведников. Значит, пришло время «собирать камни». Хочется верить, что дело, начатое казанскими трезвенниками и правыми монархистами, когда-нибудь будет доведено до конца, и мощи святителя Ефрема и других святых православных угодников вернуться на своё прежнее место - под своды вновь отстроенной часовни. Игорь Алексеев, Казань, сокращенная перепечатка из агентства «Русская линия» |
|