Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ
Что такое МНАТ?
Декларация принципов
Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 

 

Посылаю замечания и предложения по работе: Шевердин С.Н. Трезвенническое движение

(проект статьи для Словаря МНАТ). – Эйфория. – Казань. – 2006. - №2 (109). – 46 с.

Замечания

bullet1. Работа вышла вовремя, нужна, будит мысль, побуждает работать в направлении изучения трезвеннического движения (далее ТД).
bullet2. Есть ценные положения и выводы, в т.ч. особенно ценно обращение к социологии.
bullet3. Но пишет не просто, мысль не пряма.
bullet4. Не понимает и не принимает Православия, лежащего в основе русской культуры, и враждебен к нему* ; приязнен к иудаизму, сектантству, масонству (с. 14, 16, 46 и др.). Отсюда – неточности в оценках всего, что связано с Церковью. Всё – в традициях буржуазно-демократической интеллигенции конца XIX-начала XXI вв.
bullet5. Пишет как теоретик, выступающий «на основании… здравого смысла и литературной (публицистической) традиции» (44). Но для работы в том числе по истории ТД этого не достаточно. Нужны конкретные исторические знания и навыки профессионального историка-«конкретника», т.е. того, кто занимается конкретно-историческими исследованиями. Этого у автора нет. Поэтому есть и фактические неточности. В частности:
bullet5.1. ТД 1858-1859 было не за доступность водки (13), а за справедливость: «нельзя нас обманывать и грабить с помощью страшно дорогой и отвратительной по качеству водки!»
bullet5.2. Неверно, что с лета-осени 1914 «прекратили свою деятельность Общества трезвости (далее ОТ) и закрылись пропагандирующие воздержание издания» (16). Деятельность притихла, но не прекратилась. Продолжали действовать все основные общества трезвости (ОТ) и выходить все основные журналы. См., напр., «Деятель» и отчёты Казанского, томских ОТ за 1914-1916 гг. В некоторых ОТ, напр., в Смоленском, наблюдался даже расцвет.
bullet5.3. Неверно, что фактически все «прихрамовые» ОТ формировали воздержанников (16). В действительности, цель была иной – выработать именно сознательных православных трезвенников. И многие таковыми становились. В частности, сознательные трезвенники – это «выборные» (актив) СПб. Александро-Невского ОТ. Напр., рабочий Николай Рикунов в АН ОТ, публиковавшийся в журнале этого ОТ «Трезвая жизнь», и др.
bullet5.4. Неверно, что, принимая обет, осуществлялось психологическое кодирование (16). Священники-практики были и по сию пору против применения в пастырской работе гипноза и кодирования. (См. труды Всероссийкого съезда практ. деятелей по борьбе с алкоголизмом (1912) и брошюру «Записка о ритуальном кодировании». - М., 1993. – 56 с.) Кодирование рассматривается, как обращение к духам.
bullet5.5. Неверно, что «убеждённые, целеориентированные носители трезвенной традиции <к 1917 г.>…не были созданы» (17). Путает светских, либеральных и трезвенников с иными, православными, взглядами. Православных - убеждённых трезвенников было больше, чем сегодня. Те же А.Т. Соловьёв, М.Д. Челышов и тысячи других! Да и светских, известных учёных, было больше, чем сегодня. – Знаменитая Комиссия по борьбе с алкоголизмом и др. Мировые имена!
bullet5.6. Неверно, что «неприцерковные, немонархические, а действительно самодеятельные, рабочие ОТ ещё и до войны <1914-1918 гг.> подвергались преследованию» (17). Таковых рабочих ОТ вообще не было. Мной составлен перечень всех известных ОТ России на 1911 г., в частности, в столицах. Тех, о которых пишет Шевердин, не было. На Первом Всерос. съезде по борьбе с пьянством (1909-1910) были «рабочие», но это были не из ОТ, а агитаторы социал-демократы, участники организаций РСДРП, а не обществ трезвости. ОТ с преобладанием рабочих были в СПб., Москве, Иванове и др., но все они были созданы и возглавлялись священниками или действовали с участием священников.
bullet5.7. Нарушается принцип историзма: за образец, шаблон для всех ТД берётся «Четвёртое» (18). Образца быть не может: все ТД существовали в разных, каждое в «своих» исторических условиях, и именно в них нужно рассматривать каждое из них; нельзя создавать прокрустово ложе якобы образцового «Четвёртого ТД».
bullet5.8. Идеализирует «Четвёртое ТД» (19). Оно не было идеальным. См. Протько Т.П. В борьбе за трезвость: Страницы истории. – Минск: Наука и техника, 1988. - С. 114-123. Четвёртое было «разрешённым» властями и контролировалось ими. Многие вступали в члены по разнарядке, «по призыву», как и позднее во ВДОБТ. Иного в то время и быть не могло! – «Диктатура пролетариата!» - У Третьего ТД было куда больше свободы…
bullet5.9. Неверно, что кампания 1928-1930 «ориентировалась на общественно-политический авангард общества, в то время как дореволюционная <начала XX в.> адресовалась лишь представителям социальных низов» (20). Напротив, именно кампания 1928-1930 была направлена на поддержание дисциплины среди рабочих 1-й пятилетки, многие из которых были неквалифицированными выходцами из деревни. (См. Протько Т.П. Указ. соч.). Вторая «кампания» (1890-е - 1917 гг.) была долговременной и вовсе не похожей на «кампанию». Выходили журналы, например, петербургский «Вестник трезвости», где вопрос освещался доступно, но на основе высших достижений тогдашней русской и мировой науки. (Статьи и перепечатки из работ Н.И. Григорьева, А.М. Коровина, Сажина, Мендельсона, А. Фореля и др.)
bullet5.10. Очевидна, но необоснованна любовь автора – к партийцам 1920-х гг. Ларину (Лурье), Волину (Фрадкину) и др. (20), т.е. к «большевикам-интернационалистам» - своего рода гражданским «комиссарам в пыльных шлемах». (См., например, о Волине с. 21). Таковыми были и троцкисты. (Сталин же и его соратники по индустриализации были «национал-большевиками»). Чем же они хороши? Чем лучше миролюбивых и самоотверженных деятелей начала XX в.?
bullet5.11. Постановление ЦК КПСС, как помнится из публикации документа в «КПСС в резолюциях…», было принято не в апреле (23), а 7 мая 1985 г. Опубликовано в газетах 17 мая 1985 г.
bullet5.12. Неверно, что «III-е ТД» было терпимо к «культуропитейщикам» (27). По крайней мере, ТД 1914-1917 гг. таковым не было. Скорее, речь идёт об этапе 1928-1932 гг.
bullet5.13. Похоже на вымысел то, что Жуков якобы применял разминирование минных полей «ногами первых рядов пехоты» (42) . Достоверен ли источник? Скорее всего, это миф из арсенала современной «информационно-психологической войны» против России. (См. о ней: Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. – 2-е изд. – М.: ИСПИ Акад. соц. наук, 2000. – 304 с.)
bullet5.14. Неверно, что «Социальное трезвенническое движение возможно только при гражданском обществе(далее ГО)» (43). В России 1858-1859 и 1907-1914 гг. социальные ТД были, а гражданского общества не было. Было традиционное общество. (См. о последнем: Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: От начала до Великой Победы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002). Да и в настоящее время в РФ не ГО, а полуразрушенное традиционное общество. (Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Кн. 2-я. От Великой Победы до наших дней. – М.: Алгоритм, 2002). Кроме того, ГО отнюдь не – рай, к которому надо стремиться. (См. об этом: Леонидов А. Гражданское общество или Одиночество в толпе // Наш современник. - 2005. – №2. С. 212-217, особенно вывод – с. 217).

Александр Афанасьев, кандидат исторических наук. Томск, январь 2006.

 

Теперь внимательные читатели получат ответ на вопрос из рубрики «Вам, сообразительные…». Безобразную картину, оставшуюся после пьяного разгула, описал в первой главе поэмы «Цыганка» Е.А.Боратынский.

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz