Галерея № 62 и № 64
Новый выпуск журнала «Художественная галерея» посвящен выдающемуся портретисту
Франсу Хальсу (1582-1666). Выпуск словно специально создан для демонтажа
пронаркотического культурного поля. Уже третье предложение делает многообещающую
заявку: «До сих пор ходят легенды о пьянстве Хальса и дебошах, которые он
устраивал» (С. 3). И биографический очерк оправдывает ожидания: «Репутация
Хальса … была небезупречной. Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о
художнике: «Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло». Впрочем, это
свидетельство вызывает сомнение у исследователей. В самом деле, в архивах
Харлема есть записи о некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену
и детей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к
художнику Хальсу не имел» (С. 4). Или вот еще характерный пассаж: «…утверждать,
что в кабаках он [Хальс – В.Л.] только и делал, что пьянствовал, нельзя» (С.
27).
Приобретя журнал, вы получите и другие полезные материалы: портрет
отвратительной содержательницы харчевни с кружкой пива в руках (С. 10-11),
сведения о влиянии питейного капитала в Голландии XVII века (С. 16) и др.
Новейшая «Галерея» рассказывает о В.М.Васнецове. И тут материал для демонтажа
ПКП уже в самом начале текста: «Критическая» школа в русской живописи второй
половины XIX века, в рамках которой успешно поработал и сам Васнецов в 1870-е
годы, любила изображать попов пьяницами и корыстолюбцами, но это было очевидное
преувеличение, вызванное задачами «партийной» борьбы. В действительности простые
русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь;
замечательные образы таких людей создал Н.Лесков в своих «Соборянах» – романе,
надо думать, близком Васнецову» (С. 3).
Очень полезна также репродукция фрески «Богоматерь с младенцем» (Владимирский
собор, Киев) со стр. 22. Образ богоматери ОЧЕНЬ похож на тот, что мы видим в
глубине картины «Устный счет». Достоверно известно, что Васнецов подарил школе
Рачинского копию своей картины «Богоматерь». Может быть, мы видим в журнале
оригинал, авторская копия с которого пошла на поддержку трезвеннического
движения.