|
|
ЭПИКУР(342/341 – 271/270гг. до н.э.)
Эпикур – выдающийся философ античности, вел высокодостойный образ жизни. По злой иронии истории в Средневековье и в последующие эпохи Эпикур был превращен в знаковую фигуру алкоголизации. Усердием фальсификаторов теоретик наслаждения обратился в идеолога алкогольных наслаждений. Сегодня человек, ведущий образ жизни Эпикура, на бытовом уровне однозначно считался бы трезвенником. Об отношении Эпикура и его окружения к вину достоверно известно два факта. Первый: «Кружки некрепкого вина было им вполне довольно, обычно же они пили воду... Он и сам пишет в письмах, что ему достаточно воды и простого хлеба; «пришли мне горшочек сыра, - пишет он, - чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется». Вот каков был человек, учивший, что «предельная цель есть наслаждение!» (Диоген Лаэртский. X, 11). Обычным вином считалось тогда вино, разведенное в 2-3 раза (крепостью 3-4 градуса). Некрепкое вино, соответственно, содержало алкоголя еще меньше. Итак, в ходе своих встреч эпикурейцы употребляли, как правило, безалкогольные напитки, иногда могли выпить кружку жидкости, крепость которой сопоставима с современным пивом или квасом. Второй факт вообще говорит об очень низкой толерантности (то есть переносимости) организма Эпикура к вину. Аналог современного сухого вина послужил Эпикуру средством ухода из жизни: «Смерть его случилась от камня в почках ...он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался» (Диоген Лаэртский. X, 15-16). Впрочем, даже и без изучения жизни философа очевидно, что эпикурейство не имеет ничего общего с попойками. Об этом писал и сам Эпикур: «...когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение (выделено мною - В.Л.), исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе» (Диоген Лаэртский. X, 132). Наслаждение, считал Эпикур, может быть достигнуто при минимуме материальных затрат: «Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас ободряет…» (Диоген Лаэртский. X, 130-131). К Эпикуру МНАТ обращается с первых месяцев своего существования. Публикации, посвященные его идеям, с 1992г. появляются в различных печатных органов МНАТ: в «Антабусе», «ВЭНе», «Фениксе». Реабилитация Эпикура в глазах русскоязычного трезвеннического движения является заслугой МНАТ (см., как еще в 1991г. в прессе ВДОБТ Эпикура критиковали как пропагандиста пьянства [3]). Наследие Эпикура является теоретической основой гедонистического направления в трезвенничестве, одним из воплощений которого явилась практика МНАТ. Гедонистические мотивы воплотились в названиях («Эйфория» - название серии приложений к центральному печатному органу МНАТ), в символике (улыбающийся глобус, разработанный весной 1999г.), в лозунгах (лозунг «Трезвость – это радость, а не унылый подвиг», выдвинутый летом 2000г.). Наиболее ярким воплощением гедонистических тенденций стал гимн Казанского отделения МНАТ (оформился в начале 2001г.), утвержденный на VI конференции МНАТ в качестве гимна всей организации. Идея получения наслаждения от трезвого образа жизни, восходящая к Эпикуру, выводит МНАТ на магистральное направление международного трезвеннического движения, одним из лозунгов которого является: «Настоящее опьянение (настоящий кайф) приходит изнутри» - «Echter Rausch kommt von innen».
Литература: 1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Перевод М.Л.Гаспарова. - М.: Мысль, 1979. - 620с. 2. Гончарова Т.В. Эпикур. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 303с. 3. Кириллов И. Алкоголь в годы перестройки: без грифа секретности // Трезвость и культура, 1991, № 11, С. 3. 4. Ловчев В.М. Римские философы I века до н.э. – II века н.э. о психоактивных веществах. – Казань: КФЧТИ, 2001. |
|