|
|
Порфирий ИвановГлупость делать из Иванова философа, как это, например, делает некто Дидуренко в ж-ле «Социально-гуманитарное знание». Порфирий Корнеич работал не в «жанре» понятий, что свойственно философии и науке, а в «жанре» жизнестроительства. То, что он записал или наговорил, это житейские наставления и нравоучения. И в них крупицы жизненной мудрости. Традиция сознания – в особенности, как принято считать, русского, хотя это не так (достаточно не забыть о Библии) – предлагает различать учёность, научность, вообще знание, с одной стороны, и мудрость (что почти равнозначно правде жизни), с другой стороны. Это различение иногда доходило до их полного противопоставления, до отрицания учёного знания, науки в пользу мудрости. Так отрицал науку образованного класса Л.Н.Толстой. В письме одному из своих многочисленных корреспондентов он писал (18 января 1903 г.), напоминая изречение, по-видимому, Конфуция: «Есть прекрасное изречение китайского мудреца: “Мудрые не бывают учёны. Учёные не бывают мудры”. Старайтесь утвердиться в доброй жизни, этому поможет вам чтение хороших книг…» (цит. по: «Книжное обозрение», №23, 7 июня 1994 г.). Несмотря на противоречие в совете (отрицая учёность, Толстой – тем не менее – советует читать книги), ссылка на Конфуция (?) поучительна. В дневнике Лев Николаевич говорит о существовании четырёх типов людей: «Есть люди, не имеющие почти никаких ни своих, ни чужих мыслей, ни своих чувств и живущие только чужими чувствами; это самоотверженные дурачки, святые. Есть люди, живущие только своими чувствами, - это звери. Есть люди, живущие только своими мыслями, - это мудрецы, пророки; есть – живущие только чужими мыслями – это учёные глупцы» (запись от 19 января 1901 года). Я думаю, стоит принять во внимание, хотя и не для того, чтобы пытаться стать святым по толстовскому рецепту; не для того, чтобы отказаться от поглощения чужих мыслей и не для того, чтобы почитать мудрой и пророческой любую свою глупость. Но вынести из этого рассуждения, что каждому грамотному быть высокомерным по отношению к неграмотному нелепо, - вынести эту мысль полезно. Порфирий Иванов был, как известно, малограмотным, хотя встречающаяся в его текстах абракадабра объясняется отнюдь не малограмотностью: «Детка» же вполне удобочитаема и прозрачна! Станислав Шевердин, |