Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ

Что такое МНАТ?

Декларация принципов

Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 
 

Терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой

«Существо методики - выяснение, укрепление своей индивидуальности, своего нравственного пути в жизни, в поисках близких себе произведений духовной культуры человечества.

Важно научиться читать, смотреть, слушать не все подряд в искусстве, не то, что модно, а то, что по душе, что нажимает на самые интимные клавиши. У одного больше целебного созвучия с нравственно-психологической прозой Чехова, у другого - с философическими произведениями Лермонтова, у третьего - с благородной солнечностью, трезвой мудрой печалью Пушкина.

Помогают найти, понять себя и произведения литературы, искусства, противоположные характеру читателя, зрителя. Например, пациента с астеническими свойствами благотворно бодрит, «тормошит» пышно-жизнелюбивое, жизнерадостно-гурманистическое искусство некоторых сангвинических мастеров, и в то же время оно оттеняет свое, астеническое, тихое, внутреннее, духовно-застенчивое.

Следует терпеливо помогать членам клуба искать в духовном мировом наследии и в современной культуре серьезно-нравственное, прогрессивное и притом созвучное себе. Нередко человек, сравнительно мало знакомый с духовным опытом человечества, только в пожилые годы находит в литературе, искусстве, науке то, что ему по-настоящему по душе и, значит, целебно в высоком смысле. Поэтому подробнее остановлюсь на практической стороне вопроса.

Пациентам с сангвиническими свойствами чаще особенно близки
в поэзии - Руставели, Бернс, Петефи, Беранже, Пушкин, Крылов, Кольцов, Джалиль, Гамзатов, Окуджава, Смеляков;
в прозе и драматургии - Рабле, Лопе де Вега, Мольер, Бомарше, Гольдони, Дюма-отец, Бальзак, Тургенев, Мопассан, Гюго, Гончаров, А. Островский, Гаршин, Диккенс, Чехов, Куприн, Шолом-Алейхем, Марк Твен, Джером, Лавренев, Павленко, Новиков-Прибой, Чапек, Вишневский, Г. Манн, Гарин-Михайловский, Гашек, Троепольский, Белов, Трифонов, Бондарев;
в живописи - Рафаэль, Гойя, Рубенс, Снейдерс, Рембрандт, Xеда, Делакруа, Ренуар, Тропинин, Венецианов, Федотов, Поленов, Перов, Серов, Айвазовский, В. Васнецов, Кустодиев, Дейнека;
в музыке - Моцарт, Глинка, Россини, Римский-Корсаков, Штраус, Кальман, Хачатурян.

Указанные здесь и следующие ниже имена лишь некоторых немногих художников разных времен, стран даны в приблизительном порядке времени их жизни - для целенаправленной и экономной работы в клубе, которая поможет скорее и глубже приобщить к литературе, искусству людей, не нашедших себя как читатели, зрители, слушатели. Распределения эти условны в том смысле, что говорят лишь о более или менее выраженном созвучии, обнаруженном в долгой практике у определенных по характеру здоровых людей и пациентов с творчеством известных художников (в широком смысле). При этом многие художники, как это показано, могут быть одинаково сильно созвучны (видимо, разными гранями своего духа) людям совершенно разных характеров. Таким образом, ни в коем случае нельзя понимать данные распределения как какие-то определенные характерологические группы художников.

Пациентам с аутистическими свойствами особенно близки
в поэзии - Ду Фу, Данте, Петрарка, Шиллер, Гельдерлин, Батюшков, Лермонтов, Тютчев, Брюсов, Рильке, Райнис, Надсон, Мандельштам, Бальмонт, Волошин, Цветаева, Пастернак, Ахматова, Арагон, Ю. Мориц, Рицос, Вознесенский, Ахмадулина;
в прозе и драматургии - Руссо, Сервантес, Андерсен, Достоевский, Ибсен, Цвейг, Кафка, Т. Манн, Гессе, Сергеев-Ценский, А. Грин, Тынянов, Е.Шварц, Брехт, К. Абэ, Брэдбери, Ветемаа, Каверин;
в живописи - Рублев, Дюрер, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Веласкес, Моне, Сислей, Дега, Матисс, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Модильяни, Пикассо, Врубель, Чюрленис, Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Глазунов;
в музыке - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Рахманинов, Шостакович, Щедрин.

Пациентам с авторитарными свойствами обычно особенно близки
в поэзии Катулл, Некрасов, Высоцкий; в прозе и драматургии - Флобер, Лесков, А. Н. Толстой, Фадеев, Шукшин, Ф. Абрамов; в живописи - Тициан, Ярошенко, Репин, Суриков, Кончаловский, Шилов;
в музыке - Мусоргский, Бородин.

Пациентам с астеническими свойствами чаще ближе
в поэзии - Надсон, Есенин, Асадов; в прозе и драматургии – Чехов, Володин, Потанин, Лихоносов;
в живописи - Рябушкин, Саврасов, Поленов, Левитан, Ромадин;
в музыке — Вивальди, Глинка, Чайковский, Сен-Санс.

Пациентам с демонстративными свойствами чаще близки
в поэзии - Лорка, Фет, Северянин, Бунин, Евтушенко, Ахмадулина;
в прозе и драматургии - Бестужев (Марлинский), Санд, Катаев, Бондарев, Битов;
в живописи - Кривелли, Бронзино, Веласкес, Брюллов, Глазунов”.

( БУРНО М.Е. АЛКОГОЛИЗМ. ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ. М.: Изд-во «Познавательная книга плюс», 2002. С. 132-135).

От редакции: сегодня мы представляем Вам фрагмент книги, о которой уже неоднократно писали в «Фениксе» в текущем году. Если маленький кусочек книги столь насыщен информацией, что же получили для своей практической деятельности те, кто не поленился заказать книгу целиком?!

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz