Метод Г.А. Шичко и его суть
Своих трезвеннических убеждений я никогда не скрывал, и, более того, при
первой же благоприятной возможности всегда сообщал о них тем, с кем общаюсь. В
ответ на это меня часто спрашивают, как я пришел в Трезвость и что такое метод
Г.А. Шичко. Ответить на первый вопрос сравнительно просто - я пересказываю
небольшую историю из своей жизни и вкратце обрисовываю преимущества ведения
трезвого образа жизни. А вот на второй вопрос ответ долгое время получался
примерно такой: «Ну это, типа, надо писать дневнички... Вас учат жизни... Ну как
бы... В общем: Трезвость - это Здорово! Короче, приходите непонятно когда на
курсы, которые проводились последний раз полгода назад, и сами все узнаете».
Эффективность такого изложения сути метода Г.А. Шичко равна нулю, и для тех, кто
так же, как и я, часто сталкивается с таким вопросом, я и написал эту статью.
Как известно, все познается в сравнении. Для того чтобы понять и наглядно себе
уяснить суть метода Г.А. Шичко в трезвеннической работе, попробуем сравнить его
с ближайшим конкурирующим методом - методом воздействия на пьющих, применяемым в
официальной наркологии (Думаю, особого смысла рассматривать и изучать методики
последователей А. Довженко, народных «целителей» и разносортных шаманов и
колдунов нет - как по причине полного отсутствия по ним статистических данных,
так и по причине общей сильной информационной разреженности в этой сфере - кроме
печатаемых в газете «отзывов», выдуманных самими «целителями», больше никаких
сведений о них, как правило, ни у кого нет. А рассматривать методы (и их
эффективность), применяемые различными религиозными конфессиями, на мой взгляд,
недопустимо из этических соображений и с точки зрения уважения чувств верующих).
Как и наставник метода Г.А. Шичко, так и официальная наркология имеют дело с
тремя типами личностей:
I. Проблемно пьющие люди. Ну, тут все ясно: человек употребляет спиртное, и в
результате у него возникает целый комплекс самых разнообразных проблем, которые
любому из нас будет несложно себе представить.
II. Культурно пьющие люди. Люди, которые употребляют спиртные напитки, но
абсолютно никаких проблем это у них не вызывает. Правда, некоторые исследователи
утверждают, что, к примеру, тот факт, что пятая часть населения Франции, Италии,
Закарпатской Украины и Молдавии болеет циррозом печени, непосредственно связан с
существующей в этих регионах культурой ежедневного употребления вина, но мы
должны четко понимать, что это исключительно их личное мнение, и данными
официциальной наркологии оно не подтверждается. Чтобы не было никакой
двусмысленности, повторимся: ежедневное культурное (но только культурное!)
употребление 200...300 грамм вина - это одно, а цирроз печени - это совсем
другое, и связи между этими двумя явлениями, конечно же, никакой нет.
III. Трезвенники. Тоже все ясно: спиртное не употребляют, и, понятно, от
употребления спиртного не страдают.
Так вот. Официальная наркология утверждает, что НОРМОЙ в нашем обществе является
второй тип взаимоотношения человека со спиртными напитками, т.е. культурное
питиё. А трезвость и алкоголизм являются, соответственно, от нормы отклонениями,
а по сути своей - извращениями. Естественно, что наркологи прилагают все усилия
для того, чтобы вернуть как трезвенников, так и проблемно пьющих людей в лоно
культурного пития. Правда, в основном работа ведется в отношении личностей,
злоупотребляющих спиртным, ибо, в отличие от них, трезвенники в наркологические
учреждения обращаются крайне редко.
Любой свежеиспеченный нарколог может навскидку перечислить миллионы причин, по
которым культурно пьющие люди становятся проблемно пьющими, и, конечно же,
вооружен прочными знаниями о том, как помочь человеку выйти из состояния запоя и
вернуться к нормальной жизни. В среднем наркологическая служба помогает примерно
8 -10 процентам спившихся людей, но у иных наркологов этот показатель (и это,
кстати, официально засвидетельствованный факт) доходит до 15 и даже до 20
процентов.
Сторонники метода Геннадия Андреевича Шичко идут несколько иным путем. Они
рассуждают так: «Каждый из нас, в тот момент, когда он рождается, является
трезвым. Это аксиома номер один. А вот аксиома номер два: от трезвости еще никто
не умирал». Из этих постулатов можно сделать такой вывод: трезвость является
естественным и совершенно нормальным состоянием человека.
Итак, человек родился и живет в естественном и нормальном для себя трезвом
состоянии. А затем происходит нечто такое, что приводит к тому, что человек
начинает употреблять спиртное. Что конкретно происходит? Оказывается, наше
общество дает человеку информацию о том, что употребление спиртного:
а) хорошее дело;
б) полезно для здоровья;
в) помогает нервной системе - расслабление, борьба со стрессом;
г) лечит или способствует лечению ряда заболеваний;
и др.
(Если у кого-то есть сомнения на этот счет, советуем просто разок пройтись по
центральной улице Вашего города или целый вечер просмотреть телевизор, обращая
при этом внимание на то, в каком тексте и/или КОНТЕКСТЕ потребителю рекламных и
телевизионных услуг подается спиртное и его употребление).
Мы, трезвенники-шичковцы, полагаем, что именно эта информация и является
ПЕРВОПРИЧИНОЙ как культурного, так и проблемного пития. С нашей точки зрения, -
Внимание! Ключевой момент! - проблемное питиё является не отклонением, а
естественным, логичным, нормальным и прогнозируемым продолжением культурного,
умеренного употребления спиртного. А раз так, то, значит, отечественная
наркология ходит по замкнутому кругу: сначала поддерживает и укрепляет в
человеке питейное убеждение, возвращая его к культуре пития, а потом, когда
человек еще глубже ныряет в алкогольную пучину, все повторяется. (Естественно,
при этом каждый конкретный нарколог не забывает регулярно ходить в бухгалтерию и
получать зарплату, но об этом - в другой раз).
Метод Г.А. Шичко предполагает вывод проблемно пьющего человека из этих «кругов
ада», его возврат к трезвости через ликвидацию питейного убеждения. Поэтому даже
у начинающих работать по методу наставников результат всегда превышает 50%, а у
маститых специалистов метода настойчиво стремится к отметке 100%, т.е. к
гарантированному избавлению от алкогольной зависимости.
Левашов Максим,
дизайнер газеты «Прапор Г.Шичко»,
Киев