| |
В курганах книг…
Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Сказка о тройке – 1. –Донецк: «Издательство
Сталкер», 2004. – 285 с.Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Сказка о тройке – 2.
–Донецк: «Издательство Сталкер», 2004. – 252 с.
Мы продолжаем анализ компактной и доступной с финансовой точки зрения серии
произведений братьев Стругацких. В отличие от ХВВ (о ней см. предыдущий
«Феникс», С. 11), «Сказка о тройке» не фокусируется на проблеме наркотиков,
однако профилактические возможности и этого шедевра велики. Почему речь идет о
двух текстах? «Сказка-1» - вариант, «зарубленный цензурой» в 60-х гг ХХ века. А
то, что советские читатели в эпоху застоя угадывали на расплывающихся
фотографиях (текст, чудом вышедший в иркутском альманахе «Ангара»), составило
«Сказку-2». Кому-то нравится более светлая и веселая «Сказка-1», кому-то - более
жесткая и последовательно антитоталитарная «Сказка-2». Не будучи
литературоведом, посоветую трезвенникам выбрать из двух «Сказок» и прочитать
обе. Почему? Приведу несколько примеров. Для удобства читателей после цитат из
«Сказки-1» страницы указаны жирным шрифтом (например, С. 1), после цитат из
«Сказки-2» страницы указаны курсивом (например, С. 1).Обе «Сказки» едины в том,
что предметами, необходимыми для успешного исполнения руководящей работы,
являются коробка «Герцеговины Флор» и дорогая красивая зажигалка (С. 21, С. 33).
Что это как не утверждение об ответственности правящей бюрократии за легальную
наркотизацию?!
В обеих «Сказках» Клоп-говорун в минуту опасности издает запах дорого коньяка «курвуазье»
(С. 50, 143, С. 70, 166). Однако вот как выглядит ситуация в «Сказке-1»:
«Говорун был в бешенстве и, как всегда, находясь в возбужденном состоянии,
испускал сильный, неприятный для непьющего Федора запах дорогого коньяка «курвуазье»
(С. 50. Подчеркнутое опущено в «Сказке-2). Прямо «по Фекьяеру»: ощущение от
спиртного не есть фармакологический эффект, а социально внушенная интерпретация.
То есть, питейно незапрограммированное существо (снежный человек Федор)
воспринимает клопово-коньячный запах с отвращением. Люди, имеющие
психологическую зависимость от спиртного, будут клопово-коньячный запах хвалить.
Образ заколдованного места, откуда нельзя убежать, есть в обеих «Сказках».
Однако лишь №1 раскрывает интересную деталь в предыстории заколдованного места:
«Приехал урядник, видит – на холме Феофил. Сперва грозил Феофилу, звал, ругался
по-черному, потом принялся Феофила шкаликом приманивать. Мол, увидит шкалик
Феофил и обязательно к нему прорвется… И верно, рвался Феофил. Двое суток к
шкалику с холма без передышки бежал – нет, не добежать. Так он там и остался»
(С. 173). За потешным литературным образом кроется хорошо узнаваемый (к
сожалению) жизненный тип. И поныне есть тьма-тьмущая людей, готовых за бутылку
все бросить и мчаться, сломя голову, куда поманят. И их никакое колдовство не
остановит!
Даже образы, впрямую не касающиеся наркотиков, весьма поучительны. Насекомое
спорит с человеком: «Вы много хвастаетесь, что умеете изготовлять орудия труда и
пользоваться ими. Простите, но это смешно. Вы уподобляетесь калеке, который
хвастает своими костылями» (С. 52; С. 73). Узнаете? Да, конечно! Так это
псевдонаучные утверждения: спиртное помогает в интимных контактах (снимать
стресс, общаться, творить и т.д., и т.п.). Авторы таких «умозаключений» и есть
те калеки, что хвалятся своими костылями. Им ведь нужны костыли (простите,
спиртное) для интимных контактов (снятия стресса, общения, творчества и т.д., и
т.п.).
А как жаль, что только в неопубликованной ранее «Сказке» был образ клопа,
провозглашающего «Соси, но знай меру» (С. 195). Совпадение с главным лозунгом
культурнопитейщиков «Пей, но знай меру» и комментария не требует!
Впрочем, и «Сказка-2» имеет свои плюсы. В ней появляется герой, о котором
однозначно говорится: в рот не берет, не курит (С. 20-21), а также, что он
обычно «немедленно и однозначно» выступает против курения в его присутствии
(т.е. борется с пассивным курением) – С. 215. Кто же он? Один из самых
обаятельных героев – Эдик Амперян.
А правящая тройка – квинтэссенция мерзостей, которые свойственны
бюрократическому правлению – в своем административно-косноязычном стиле
одобрительно отзывается о пиве: «Пиво – это от слова «пить», «Народ любит пиво»
(С. 217). Итак, пусть обе «Сказки о тройке» и не ХВВ, но они очень могут помочь
нам, трезвенникам, в профилактике.
Владимир Ловчев,
редактор «Феникса»
|