Международная Независимая Ассоциация Трезвости

English
Новости МНАТ

Что такое МНАТ?

Декларация принципов

Устав
Краткая хронология
ИОГТ
Печатные органы
Феникс
Эйфория
Трезвая Мысль
Журнал тех, кто не боится быть трезвым - SOBER-COOL
Коллективные члены
В отделениях МНАТ
 
Архив МНАТ
 
 

Опыт проведения 1-го Всероссийского праздника трезвости 

28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 г.

1. Предыстория праздника

В 1911 г. в Петербурге группой трезвенников в количестве 34-х человек, в основном высокооплачиваемых работников умственного труда, имевших православно-охранительные взгляды, был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз). Девиз ВТСХТ - "В трезвости - счастье народа". Председателем стал потомственный дворянин Борис Ильич Гладков, товарищем председателя - врач Пажеского корпуса - привилегированного военно-учебного заведения - доктор медицины коллежский советник Александр Идельфонсович Вержбицкий. В отличие от других имевшихся к тому времени трезвенных организаций, Союз сразу же сумел заручиться поддержкой некоторых наиболее дальновидных представителей правящего класса России, что во многом обеспечивало успех намечаемых мероприятий и изыскание необходимых денежных средств. ВТСХТ принял официальное покровительство двоюродного дяди царя великого князя Константина Константиновича, являвшегося президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и генерал-инспектором военно-учебных заведений. Союз с участием других столичных обществ трезвости провёл в Петербурге первые в России городские антиалкогольные дни - "праздники трезвости" - 28-29 сентября 1911 г. и 23-24 сентября 1912 г. Разнообразная просветительная деятельность увеличивала число сторонников Союза. Так, на 1-е января 1912 г. в нём числилось 34 основателя, 205 действительных членов и 87 кандидатов, т.е . всего 326 человек, а на 1 января 1913 г. - уже 33 основателя, 350 действительных членов, 258 кандидатов и ещё 580 несовершеннолетних кандидатов, т.е. всего 1221 человек.

2. Подготовка праздника

Полученный опыт был использован в подготовке Всероссийского праздника. В конце 1912-начале 1913 гг. Совет Союза разослал отделам ВТСХТ и всем известным обществам трезвости империи около 700 приглашений принять участие в 1-м Всероссийском празднике трезвости. Получив благоприятные ответы от более чем 200 обществ и многих частных лиц, Совет исходатайствовал у министра внутренних дел разрешение на проведение 28-29 апреля 1913 г. (11-12 мая по новому стилю, через две недели после православной Пасхи, приходившейся в этом году на 14 апреля) "Всероссийского

праздника трезвости" со сбором пожертвований и продажей значков, листков и брошюр. Первенствующий член Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский) благословил Совет на проведение праздника, а великий князь Константин Константинович с соизволения Николая II принял праздник под своё покровительство. Совет обратился ко всем правящим православным архиереям с просьбой благословить духовенство епархий на устройство в городах и селениях праздника по программе, выработанной им для Петербурга. Совет обратился и к министру финансов В.Н.Коковцову с просьбой на время праздника 28-29 апреля закрыть казённые винные лавки и запретить продажу всякого рода алкогольных изделий в ренсковых погребах, пивных лавках и трактирах. Однако министр распорядился закрыть казённые винные лавки лишь в воскресный день, 28 апреля, когда они и без того были закрыты, а продажу алкоголя в трактирах и других питейных заведениях запретил только на период крестных ходов 28 апреля, когда продажа и без того не должна была производиться по закону, т.е. министр финансов ограничился отпиской. 

3. Праздник в Петербурге

Во всех православных храмах столицы с благословения митрополита Владимира 27 апреля вечером за всенощным бдением читалось составленное Советом Союза воззвание о значении и цели Праздника трезвости. Оно было прочитано в храмах и утром 28 апреля за литургией. К 14 часам 26 крестных ходов трезвенников и сочувствующих прибыло от церквей из районов Петербурга к Казанскому собору на Невском проспекте. Покровитель и участник трезвенного движения митрополит Владимир осенил собравшуюся 70-тысячную толпу чудотворной иконой Казанской Божией Матери, а руководитель церковного Александро-Невского общества трезвости настоятель церкви Воскресения у Варшавского вокзала протоиерей Пётр Алексеевич Миртов обратился к собравшимся с прочувствованной речью. После молебствия, сопровождавшегося пеним грандиозного хора трезвенников и толпы, крестные ходы вышли на Невский проспект и отправились в свои церкви. Среди зрителей были розданы десятки тысяч листков о необходимости бороться с употреблением алкоголя. Вечером в 14 залах столицы, в т.ч. на заводах и в помещениях обществ трезвости, были устроены чтения «с туманными картинами», а в зале Калашниковской хлебной биржи после лекции была показана кинематографическая лента "Пьянство и его последствия". 29 апреля в столице повсеместно, включая императорские театры во время представлений, допоздна работали около 3500 добровольных сборщиков и сборщиц. Они производили денежные сборы в опечатанные кружки на борьбу с пьянством и предлагали жертвователям в подарки цветы, значки и листки. Всего было собрано 7256 руб. 13 коп. и роздано 256 тыс. цветов, 309 тыс. 109 значков "Голубь потопа" с надписью на масличном листке "трезвись" (напоминание о голубе, принёсшем библейскому Ною весть о спасении на твёрдой земле), 223 тыс. значков с надписью "Трезвость - счастье народа" и 350 тыс. листков. Большинство пожертвований были небольшими, но от души. Об этом говорит записка, найденная в кружке №362: "Жертвую последние три копейки. Спасите только моего папу от пьянства. Дмитрий". После отчисления Советом Союза одной трети пожертвований другим трезвенным организациям, принявшим участие в сборе, и возмещения расходов на организацию

праздника чистый сбор составил всего 456 руб. 69 коп., но велико было идейное значение проведённого мероприятия.4. Празднование на местах

По общей программе, разосланной Советом Союза, праздник в других местах Российской империи был устроен 20-ю отделами ВТСХТ в 14 губерниях и ещё 213-ю русскими, эстонскими, латышскими, литовскими, немецкими (православными, светскими, протестантскими, католическими) обществами и братствами трезвости в 52 губерниях. В Российской империи, включая Царство Польское, но без Финляндии, насчитывалось 89 губерний и областей. Праздник был проведён в 56 из них: Акмолинской, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Вятской, Гродненской, Войска Донского, Забайкальской, Енисейской, Иркутской, Казанской, Калужской, Киевской, Ковенской, Костромской, Кубанской, Курляндской, Курской, Лифляндской, Люблинской, Минской, Могилёвской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Приморской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Семиреченской, Симбирской, Смоленской, Ставропольской, Сувалкской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Томской, Тульской, Тургайской, Уральской, Уфимской, Харьковской, Черниговской, Эстляндской, Ярославской, т. е. на территории современных России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши. В городах и сёлах проходили чтения, лекции, сбор пожертвований, раздача значков и литературы, а православные совершали также крестные ходы и молебны. Кроме того, в 25 православных епархиях повсеместно праздник носил церковный характер, т.е. на богослужениях возносилась усиленная молитва Церкви о помощи страдающим от пьянства. Это епархии: Астраханская, Волынская, Воронежская, Донская, Екатеринбургская, Киевская, Ковенская, Курская, Могилёвская, Нижегородская, Олонецкая, Пензенская, Полтавская, Псковская, С.-Петербургская, Саратовская, Смоленская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тобольская, Томская, Харьковская, Херсонская, Черниговская. Сведений о празднике в Московских губернии и епархии нет. По-видимому, он там не проводился ввиду того, что не было получено разрешения от местных властей.

5. Значение праздника

Разрешение на праздник дали не все губернаторы. Он проходил лишь в 63% губерний и областей и в меньшинстве населённых пунктов страны. И тем не менее общее успешное дело, по словам отчёта ВТСХТ за 1913 г., сплотило почти всех поборников трезвости, воодушевило и укрепило на дальнейшую борьбу и, главное, - вывело их "на простор, на свободную арену проповеди трезвости". Проведение Всероссийских праздников трезвости стало традицией. 2-й Всероссийский праздник проходил 7-8 апреля 1914 г., во второй и третий день Пасхи, когда в прежние годы пьянство было особенно буйным, и отмечался также широко. В нём приняли участие 21 отдел ВТСХТ в 12 губерниях и не менее 160 других обществ трезвости в 50 губерниях. Всего празднование проводилось в 55 губерниях и областях. 3-й Всероссийский праздник проходил уже после начала I мировой войны, в 1915 г. В следующем 1916 г. праздник не состоялся ввиду неблагоприятных условий военного времени. (Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников… за 1913 г. СПб., 1914. С. 3-17; …за 1914 г. СПб., 1915. С. 15-29; …за 1916 г. СПб., 1917. С. 5-6; Афанасьев А.Л. Летопись трезвенного движения в Сибири и на Дальнем Востоке в 1901-1914 гг. // Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895-1917 гг. Томск, 1994. Вып. 2. С. 179-183).

6. Значение Праздника для наших дней

Граждане России, Украины, Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ и Балтии являются наследниками того доброго, что было сделано многонациональными российскими обществами трезвости до революции. Необходимо отметить 90-летний юбилей 1-го Всероссийского праздника трезвости и, подхватив культурную эстафету, возобновить проведение Всероссийских праздников трезвости (Праздников трезвости России, стран СНГ и Балтии). Из дореволюционного опыта можно взять подходящие для современности общие подходы и частные приёмы работы: 1) объединение сил всех трезвенных организаций и сочувствующих; 2) сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления; 3) сотрудничество с традиционными конфессиями; 4) привлечение на свою сторону депутатов и кандидатов в депутаты Государственной думы, в главы администраций; политических и общественных организаций, представителей средств массовой информации; 5) использование разнообразных форм работы, рассчитанных на разные группы населения: письма, статьи, интервью, чтения, лекции, кинофильмы, концерты, митинги, сборы пожертвований, раздача и дарение значков, брошюр, листовок, крестные ходы, молебны… 

Пусть будут праздники трезвости вместо праздников пива! От праздников трезвости - к трезвой России и трезвому миру!

А.Л. Афанасьев, кандидат исторических наук, г. Томск.

Надо использовать любую возможность для возрождения социально ценного ритуала, о котором пишет Александр Афанасьев. С 1999 года идею весеннего Праздника трезвости мнатовцы пропагандируют через свои календари. Именно в 1999 г. в Казани была проведена первая встреча в его честь. Материалы весеннего праздника 2000 года составили целую «Эйфорию» - «Всероссийский праздник трезвости 1913 - ??». Большим успехом отечественного трезвеннического движения станет возможность вместо знаков вопроса указывать реальную цифру возрождения праздника как общероссийского явления. Текущий год предоставляет благоприятную возможность привлечь внимание сограждан к ценной традиции. Как известно, круглые даты жалуют своим вниманием электронные СМИ и газеты. Настоятельно рекомендуем использовать 90-летний юбилей Праздника для проведения мероприятий в своих регионах. Обобщив опыт 2003 года, мы сможем в 2004 году придать Празднику трезвости подлинно всероссийский размах.

Владимир Ловчев, председатель МНАТ

Феникс #122

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz