|
|
«Эйфория», 2002, № 4Мнатовские наклейки и вообще пропагандистская «шрапнель» - это интересно. Сейчас вообще с распространением «клиповой культуры» и преобладанием сигнально-визуальных форм воздействия – эта форма приобретает большое значение и активно используется… в рекламе и не только… Управление поведением людей по схеме «стимул – поступок» навязано массовым обществом и стало фатальным фактором, который невозможно игнорировать. Вопрос в том, как использовать это средство таким образом, чтобы за реагированием возникали стойкие положительные установки, спаянные (интегрированные) с убеждениями. Иными словами, эта «дробь» должна не только ранить, но и заражать. Так что я отношусь к наклеечным акциям вполне положительно, полагая одновременно, что это в общем-то - реклама, а не пропаганда в собственном смысле слова. И хорошо бы знать, как взаимодействуют и как работают друг на друга – прежде всего, как наклейки, лозунги работают на то, что делают «Феникс» и «Эйфория». Вышеупотребленное «реклама», думаю, вполне корректно, поскольку мнатовские наклейки и т.п. – именно социальная реклама, золушка при богатых сестрах – коммерческой и политической рекламах. Специфика той, другой, третьей – интересный теоретический вопрос, но самое интересное и явное – это радикальная смена парадигм. Пропаганда, в частности, коммунистическая, имела целью изменение человека, каковой (измененный человек) и должен был, как преполагалось согласно гипотезам, измененно и, разумеется, правильно, себя вести. Отсюда сейчас накрепко забытые программы формирования гармонично и даже всесторонне развитого человека, искренне и в основе своей ВЕРНО ориентированные в теории (ошибочно и спекулятивно в идеологии – при непременном различении теории и идеологии!). В обществе потребления развитых стран не только изначально игнорировали коммунистические «бредни» о гармоничном человеке, но прагматично усвоили, что и вообще о формировании человека беспокоиться незачем. Достаточно стимулировать поступки и плевать, кто человек. Изнанка плюрализма. С другой стороны, достаточно долгое повторение однородных поступков как бы само собой делает и человека. Станислав Шевердин, член Совета МНАТ, Москва От редакции: мнатовские наклейки высоко оценены не только трезвенническими организациями СНГ, но и некоторыми государственными органами, в частности Министерством по делам молодежи и спорту РТ и Управлением ГАИ МВД РТ. Республиканский центр профилактики наркотизации населения РТ профинансировал переиздание к Празднику трезвости наклейки «Я трезвый водитель!» в количестве тысячи экземпляров! Основная часть тиража разошлась в ходе акции. Небольшая часть оставлена для поддержки отделений МНАТ и читательского актива бюллетеня «Феникс».
|