|
|
«По пиву — и оформим сделку!»(Автор: Фауст) Он очнулся в реанимационной палате. Сквозь вязкий туман он едва видел ее безмолвный плен. Бессилие раздавленного страданием тела, боль в груди, словно пробитой гарпуном, не дающим вздохнуть. Сергей лишь украдкой мог цедить сквозь зубы тонкую струйку воздуха, чтобы не потревожить «осколки» раздробленных, как ему ощущалось, ребер. Но самым невыносимым было чувство запредельного ужаса перед неумолимой реальностью: он - алкоголик, и ничего... ничего не может с этим поделать. Он погибает. Самой мерзкой и бесславной погибелью, которую только может измыслить фантазия самого черного ненавистника. Если бы двадцать лет назад ему, блестящему старшекласснику и солисту эстрадного оркестра во Дворце пионеров, звездному мальчику из хорошей трудовой семьи, остроумному, веселому, бойкому на слова и шутки, которые наперебой цитировали красивые девчонки, если бы тогдашнему Сереже сказали, что его поймает в капкан и растопчет пьянка, он рассмеялся бы такому дикому и мрачному пророчеству. Да и кто из окружавших его сверстников и взрослых мог бы тогда всерьез отнестись к такой невероятной перспективе? ... А теперь он лежал в реанимационной палате, словно на дне глухого беспросветного колодца. И одна только мысль пульсировала в его истощенном сознании: « Ну как же это могло случиться? Как это могло случиться со мной?» Черный неумолимый поток алкогольного проклятья уносил его в небытие. И вряд ли он мог бы вспомнить, каким невинным игривым ручейком на травке студенческих пикников этот зловещий поток казался в момент истока. Алкоголизм — вероломный противник. Свое истинное лицо во всем его безобразии он показывает жертве только после победы. А заманивая ее в губительные силки, он умело рядится в маску озорства и ореол романтизма. »Свободу настоящему мужику!» - дружно горланят улыбчивые пивососы. «Время в компании с «Толстяком» летит незаметно», - оправдываются Деды Морозы, опоздавшие на елку, и космонавты, проморгавшие пуск ракеты. «Кто идет за «Клинским»?» - решает судьбоносный вопрос ликующая молодежь. «Город ждет!» - предвещают рекламные титры пенную струю пива «Столичное», благодаря которому уйма народу каждый день с нетерпением торопит наступление вечера. «Моцарт-то мне не очень... Вот пиво!» - признается один пивоман другому под звонкое чоканье кружек. Так формируются культурные ценности легко внушаемого зрителя. Бурный поток устремляется на волю в Альпийских горах, каскадом перекатываясь на скалистых уступах, шумный ливень орошает колышущиеся колосья в полях, солнечная влага играющих светом струй наполняет прозрачный бокал. Их журчанье сливается с упоительной музыкой... Реклама пива на телевидении отличается самыми остроумными сюжетными решениями и самыми зрелищными видеорядами. Она впечатляет, вдохновляет и завораживает. Подобно тому, как само пиво, не отнесенное, кстати, законом о рекламе к разряду алкогольной продукции, дольше всех других хмельных напитков сохраняется в крови, так и «безвредная» пивная пропаганда надежно пропитывает наши мозги, особенно незрелые, ребячьи. Никогда прежде соотечественники не пили так много ячменной браги, тем более не пристращались к этому в столь юном возрасте, как мы это наблюдаем теперь. Лет двадцать назад практически невозможно было встретить на улице молодую женщину, из горла на ходу пьющую эту увеселительную влагу. Теперь не только цветущие прелестницы, но и мелкие несовершеннолетние «пацанки» жестом горниста опрокидывают прямо в людных местах фирменные сосуды «Балтики» и «Солодова» - и это уже никого не повергает в шок. Не говоря уж о том, что мальчишки, которые не ходят и не посылают за «Клинским», вообще в среде ровесников слывут чуть ли не евнухами. А где они, сегодняшние малолетние почитатели пива, проснутся через двадцать лет? Будут ли они выглядеть так же респектабельно и достойно, как Савелий Игнатьевич, обмывающий деликатным глоточком «Сибирской короны» продажу парохода Андрею Ильичу? А может, их тоже ждет белый плен реанимационной палаты и черный ужас безысходности? Администраторы, санкционирующие выпуск рекламных продуктов, не терзаются подобными вопросами. Деньги не пахнут похмельным смрадом. Никто не прогнозирует последствий от процветания культуры питейщиков. Иначе как бы появились на наших улицах монументальные рекламные щиты «Иркутскспиртопрома»? На огромном полотне сам Рембрандт поднимает кубок за здравие возлюбленной Саскии. О великий старик, и тебя припахали к распространению подакцизного товара! Для барыша нет ничего святого. Бессмертный классик работает на успех шинкаря. На левом поле репродукции - контактные телефоны для оптовиков и воодушевляющий слоган: «Мы всегда рядом!» Хотя сам Бог велел бы начертать здесь совсем другую надпись: «Помни о смерти!» из архивов античности. Помни о ней, когда обаятельный Мефистофель, вкрадчиво улыбаясь, подмигивает тебе с телеэкрана: «По пиву - и оформим сделку!» Не забывай, что ставкой в игре может оказаться твоя душа. Недавно мне рассказали подлинный анекдот из жизни земляка-алкоголика. Чтобы он вышел из очередного запоя, жена запирала его в квартире. Но хитроумный узник не стыдился через окно обменивать семейные ценности на вожделенную влагу. Тогда супруга нашла способ исключить доступ арестанта к окнам, оставляя его в прихожей при запертых дверях в комнаты. К великому ее изумлению, супостат-муж умудрялся все-таки вечером оказываться в стельку пьяным, пока жена не выследила его сообщника. Верный собутыльник, как выяснилось, приносил товарищу бутылку и выпаивал ее через замочную скважину с помощью ... полого шнура от больничной капельницы. Просто, как все гениальное. И в этой стране, этому населению вы, господа, рекламируете алкоголь? Вы звери, господа. Вы будете прокляты своими потомками. (Восточно-Сибирская правда, 07 сентября 2002)
|