|
|
В курганах книгHans Olav FekjaerХанс Олаф Фекьяер(родился в 1940 г.) Семь лет жизни книги Фекьяера на русском языке дали очень интересные наблюдения. Отношение к идеям Фекьяера оказалось диаметрально противоположным. Их либо полностью принимают, либо игнорируют. Многие встретили книгу Фекьяера с огромным энтузиазмом, как наконец-то разрешившую казавшиеся необъяснимыми противоречия. Эту книгу полностью ксерокопировали в Казани, переиздали в Нефтеюганске, сканировали и поместили в Интернет в Абакане. С другой стороны, мне приходилось слышать, что автор «с Марса свалился», и тому подобное. При этом крайне редко встречались попытки конструктивной критики книги Фекьяера. В основном ее предпочитали не замечать. Причин для этого я вижу две. С одной стороны, аргументация автора настолько последовательна и убедительна, что для того, чтобы пытаться с ней спорить, нужно обладать глубокими знаниями в области психологии, наркологии, антропологии и других наук. С другой стороны, принятие или даже публичный спор с изложенными в книге взглядами оказывается крайне невыгодным почти всем, кто извлекает материальную выгоду из существования алкоголя и наркотиков. Я имею в виду не только тех, кто наживается на продаже этих несущих столько бед веществ, но и тех, кто зарабатывает на спасении людей от этих бед. Очень примечательной была попытка киевских психологов использовать теорию Фекьяера для группы лечащихся алкоголиков и наркоманов. Они говорили, что физически ощущали, как у тех закрывались уши, глаза, мозги. Неудивительно: ранее за все те беды, которые они причинили себе и другим людям, отвечал алкоголь, а теперь оказывалось, что отвечать за все надо самим. Оказывалось, что это не наркотики испортили их, а они сами хотели быть испорченными и лишь прятали это желание за наркотиками. Нет, нет, если истина мешает, то тем хуже для истины. Хуже того, оказалось, что продавать мифы алкоголикам и наркоманам гораздо выгоднее, чем говорить им правду. Поэтому и в официальной, и в нетрадиционной наркологии книга Фекьера заняла свое место на дальнем конце полки. Ее не упоминают в научных статьях и обзорах, ее не критикуют. Ведь давно известно, что наилучший способ не допустить распространения новых взглядов – это не прямая борьба с ними, а их умалчивание. В Советском Союзе глушили западные «радиоголоса» и не позволяли публиковать многие книги не потому, что некому было спорить с «антикоммунистическим» взглядами. Просто в споре могла родиться истина, а она не была нужна, ибо мешала «гордиться общественным строем». И рухнул советский режим в основном из-за гласности, когда оказалось, что мир идей интересней и богаче, чем представляла советская пропаганда. Но и сейчас с идеями предпочитают бороться не открыто, а лишая сторонников невыгодных (нынешним хозяевам жизни) идей средств, позволяющих знакомить широкие массы людей с этими идеями, например, экономически ликвидируя то или иное издание или телеканал. Но есть категория людей, которая не боится новых и оригинальных идей – это, прежде всего, молодежь. Использование книги Фекьяера в профилактической работе оказалось довольно успешным. Когда молодым людям вместо скучных лекций о вреде алкоголя для организма предлагали вместе проанализировать связанные с алкоголем противоречия, они искренне удивлялись, как взрослые могут верить в то, что приписывают алкоголю и наркотикам. Молодым людям истина не мешает, а помогает освобождаться от тех мифов, которые им навязывает современное общество. Традиционно зависимость от алкоголя и наркотиков рассматривается как состояние, когда человек не может быть таким, как он есть, если не принимает алкоголь и наркотики. Но есть и оборотная сторона этой зависимости, особенно характерная для бывших алкоголиков и наркоманов: «Я такой, как я есть, потому что не принимаю алкоголя и наркотиков». Теория Фекьяера позволяет людям освободиться от обоих видов зависимости и быть такими, какие они есть на самом деле. Алкоголь и наркотики в таком случае остаются просто химическими веществами: средством дезинфекции и лекарствами в микродозах, но не магическими средствами превращать людей в кого угодно, от очаровательного собеседника до насильника малолетних. Те, кто разделяет изложенные в книге Фекьера взгляды, становятся действительно свободными от алкоголя и иных наркотиков, которые теряют способность изменять жизнь людей в любую сторону. Нужно просто захотеть быть свободным. Но это непросто, потому что свобода – это также ответственность за все свои действия. Поэтому книга Фекьяера не для всех, а только для тех, кто хочет и может быть свободным, в том числе от алкоголя и иных наркотиков. |