|
|
Что скрывается за ароматом кофе, или деньги и кофеин не пахнутЭкономика кофеВ долларовом выражении, кофе является наиболее важным после нефти легальным товаром мировой торговли. В мире производится примерно 6,5 млн. тонн кофе (в основном в странах Латинской Америки, а также в некоторых странах Африки и Азии), 5 млн. из которых экспортируется в основном в страны Европы и США, которые потребляют около двух третей кофе в мире. Общая стоимость экспорта составляет примерно 10 млрд. долларов, тогда как в розничной торговле общая стоимость кофе возрастает до 50 млрд. долларов. Разница в 40 млрд. является не только источником доходов для содержателей кофеен, но и возможностью получения сверхприбылей для транснациональных корпораций, которые контролируют значительную часть мирового кофейного рынка (Нестле, Крафт Якобс Сушард, Чибо и другие). В 2001 г. трехлетнее падение цен на кофе вынудило латиноамериканских производителей пойти на беспрецедентные меры. Они объявили об уничтожении 5% производимого кофе, чтобы хоть как-то восстановить мировые цены. Что же касается потребителей, то падение цен на сырье не отразилось на стоимости конечного продукта. Это говорит о постоянно уменьшающемся доходе фермеров и растущих доходах компаний, занимающихся переработкой и расфасовкой. В последнее десятилетие производство кофе в мире стабилизировалось, а в 2000 г. потребление кофе в импортирующих странах даже уменьшилось на 0,6% по сравнению с предыдущим годом. Снижению потребления не помогло даже обвальное снижение цен на кофейное сырье за этот же год на 17,7%. Такое положение дел объясняется как насыщением рынка, так и тем, что люди в развитых странах стали больше заботиться о своем здоровье и ограничивать потребление кофе. Сколько кофе пьют в разных странах?Справочник «World Drink Trends», посвященный в основном статистике потребления алкогольных напитков, приводит интересные данные в отношении потребления кофе. В большинстве стран статистически потребление кофе измеряется в литрах из расчета, что на один литр уходит 48 граммов зеленого или обжаренного кофе, хотя этот показатель в Германии исходит из 35 граммов, а в Бельгии, Испании и Франции - из 40 граммов. Больше всего кофе пьют в Швеции и Финляндии - порядка 200 л. на душу населения в год. Особый интерес представляют тенденции потребления кофе. В тех странах, где оно меньше 100 л. на душу населения (Португалия, Австрия, Эстония, Ирландия), потребление растет или является стабильным, хотя есть и исключения (Великобритания). В тех же странах, которые превысили уровень 100 л., потребление кофе снижается. Например, в Германии оно упало со 190 л. в 1990 г. до 160 в 1998 г., в Финляндии - с 223 л. в 1987 г. до 196 л. в 1997 г., в Норвегии со 182 л. в 1992 г. до 158 л. в 1998 г.. В США потребление кофе снизилось со 103 л. в 1986 г. до 75 л. в 1998 г. Эти данные показывают, что мировая кофейная индустрия испытывает большие трудности в традиционных странах сбыта ее продукции. Очевидно, что люди в этих странах пьют меньше кофе не по причине снижения покупательной способности, а из-за опасений по поводу влияния кофе на здоровье. В такой ситуации производители кофе стали обращать все большее внимание на новые рынки, в первую очередь, на такие «чайные» страны, как Китай и Россия. Международная Организация Кофе (ICO) уже три года реализует программу по популяризации кофе в России и Китае. За это время на продвижение кофе в двух странах было направлено 2,7 млн. долларов. Кофейные корпорации продвигают кофе в России и УкраинеТолько в 2000 году на мероприятия по популяризации кофе в России ICO потратила 500 тысяч долларов, большая часть из которых была израсходована на традиционный фестиваль кофе в Москве. Согласно ее отчетам, эти затраты привели к существенному повышению потребления кофе. В 2001 году потребление растворимого кофе в России возросло на 15% по сравнению с 2000 г. (до 32 000 т), зернового и молотого - на 17% (до 3800 т), кофейных смесей - на 30% (до 2300 т). В Украине за год продается примерно 30-35 тысяч тонн кофе (растворимого и смесей на его основе, молотого и в зернах), примерно на 150 млн. долларов в год в розничных ценах. В 2000 году была учреждена “Организация Производителей Кофе в России” (ОПК). Своей основной задачей организация считает содействие расширению рынка кофе в России. Участниками ОПК в России являются следующие компании: “ЗАО МТС” (марка “Чибо”), ООО “Крафт Фудс” (марка “Якобс”), ООО “Монтана Кофе”, ООО “Нестле Фуд” (марка “Нескафе”), АО “Паулиг Вьенти” и компания “Дауве Эгбертс”(марка “Моккона”). Интересно, что все участники ОПК, кроме компании “Монтана кофе”, производят кофе не в России, а в лучшем случае расфасовывают его в стране. Как сказал председатель совета директоров ОПК Александр Малчик: «Нам не важно, где производят кофе, нам важно создать условия для увеличения его потребления, в данном случае - в России… Надо понять простую вещь — мы хотим, чтобы здесь потреблялось больше кофе». Увеличить потребление кофе – любой ценой?Для решения поставленной задачи определенные помехи может создавать информация о том, что рост потребления кофе далеко не всегда способствует улучшению здоровья потребителей. Поэтому кофейные корпорации всячески способствуют распространению, мягко говоря, односторонней информации о кофе. ICO в своем программном заявлении, не смущаясь, заявляет, что будет поощрять распространение «основанной на фактах и благоприятной информации о кофе». Надо понимать, что если факты будут неблагоприятны для кофе, то тем хуже для фактов. На сайте ICO (http://www.ico.org) следующим образом суммируется воздействие кофеина на здоровье: «Огромная масса научных и эпидемиологических данных приводят к выводу, что нормальное, регулярное (что это такое, каждый пусть понимает по-своему) потребление кофе и содержащих кофеин напитков не связано с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ущербом для плода, заболеваниями грудных желез или каким-либо видом рака. Некоторым людям с сердечной аритмией следует пить кофе без кофеина, так как кофеин может усиливать нарушения сердечного ритма или желудочковую экстрасистолию, так же, как и алкоголь, физические упражнения, стресс и многие лекарства». В общем, даже для самых больных людей кофе не вреднее физических упражнений. А на сайте http://www.davajnescafe.com говорится: «В кофе содержится кофеин - умеренный стимулятор, который повышает внимательность и сосредоточенность, и, по всей видимости, активизирует обмен веществ в организме, улучшая умственную и физическую работоспособность. Большинство специалистов в области медицины считает, что четыре чашки кофе в день - это умеренное количество, но эксперты подтверждают, что 500-600 мг кофеина в день (6 чашек довольно крепкого кофе) - вполне безопасное количество для большинства людей, с точки зрения общего состояния здоровья.» И ни слова о том, что, например, после такого «безопасного количества» спортсмена не допустят к участию в Олимпийских Играх. К тому же 6 чашек – это примерно литр кофе в день, что примерно вдвое больше, чем в среднем выпивают в самых кофепьющих странах. На страничке «Кофе: за и против» http://www.bibl.ru/kofe_za_i_prot.htm тот факт, что женщины, выпивавшие по четыре и больше чашек кофе, реже беременели, чем те, кто не употреблял этого напитка, подается в том виде, что кофе является средством предохранения от беременности. Короче, поите вашу жену кофе и можете сэкономить на презервативах. Никотин + кофеинНа сайте ICO помещаются довольно характерные данные: «Курильщики перерабатывают кофеин вдвое быстрее, чем некурящие. Это может объяснять, почему те, кто много курит, обычно также пьют много кофе». Если «у всех нас одна цель — увеличить потребление кофе» (А.Малчик), то логично поощрять курение среди потребителей кофе. Эта, казалось бы, парадоксальная идея имеет четкое экономическое обоснование. Крупнейшая в мире табачная корпорация «Филип Моррис» (марки сигарет «Marlboro», “L&M”, “Bond” и др.) является также одним из крупнейших производителей кофе (марки «Jacobs”, «Maxwell House”, “Carte Noire”, “Kenco” и др.). Крупнейший кофейный концерн “Tchibo” в декабре 2001 года продал одну из крупнейших в мире табачных корпораций «Reemtsma” (марки сигарет “Davidoff”, “West”, “R1” и др.) британской табачной корпорации «Империал». Такое переплетение табачного и кофейного бизнеса явно повлияло на отношение кофейной индустрии к вопросам здоровья своих потребителей. Табачная индустрия, несмотря на огромное количество доказательств о вреде курения, до самого последнего времени продолжала отрицать это. Кофейная индустрия объективно находится в лучшем положении, так как о кофе нельзя сказать, что не существует безопасного уровня его потребления, как для сигарет. Тем не менее, кофейная индустрия стремится всячески замолчать или исказить факты о неблагоприятном воздействии кофе на здоровье некоторых его потребителей. Для этого она нанимает множество исследователей, которые производят нужные ей результаты или пытаются опровергнуть или поставить под сомнение любые научные данные, которые не способствуют росту потребления кофе. Например, ICO создала сеть из 26 исследовательских институтов в 23 странах. Кофейная индустрия, так же как и табачная, заботится лишь об одном – наживе за счет своих потребителей, немало не заботясь об их здоровье. Кому нужна правда о кофе?Вышеприведенная информация не означает, что мы являемся категорическими противниками кофе. Мы сами иногда пьем кофе, хотя в процессе написания брошюры “Кофе – напиток или наркотик” (2-е изд., Киев, 2002) захотелось все-таки сократить его потребление. Основная наша цель – попытаться разобраться, как влияет кофе на наши организмы и на организмы других людей и позволить этим людям принять решение о том, пить им кофе или нет, и если да, то сколько, чтобы не нанести себе вреда. Но достичь этой цели оказалось гораздо сложнее, чем ожидалось, так как такое свободное отношение людей к кофе на основе объективной информации оказывается невыгодным для небольшой группы предпринимателей. И эта группа целенаправленно расходует огромные средства на то, чтобы создать благоприятное для их бизнеса общественное мнение, пренебрегая здоровьем потребителей. Рассуждая о том, является кофе наркотиком или напитком, можно сказать, что для большинства его потребителей кофе – это просто напиток наряду с другими, который приятно выпить, но без которого можно вполне обойтись. Для производителей кофе – это наркотик, на который они хотят посадить потребителей, чтобы те исправно ежедневно платили за него. Еще большим наркотиком для них является получение прибылей от кофейного бизнеса. Возникает аналогия – можно ли верить наркодилеру в отношении свойств продаваемого им наркотика? И если Вы где-либо прочтете, что кофе оказывает позитивное воздействие при некоторых заболеваниях, это вполне может быть правдой. Проблема в том, что на распространение этой правды будут потрачены огромные средства, а противоположное мнение с большим трудом найдет себе дорогу. И в настоящей правде о кофе должен быть заинтересован как раз потребитель кофе, который, в конечном счете, оплачивает эту правду своим здоровьем и деньгами. К вопросу о возможной позиции МНАТСоответствующая программа ВОЗ называется "Substance abuse" - Злоупотребление веществами. И вопрос заключается в том, где проходит граница между употреблением и злоупотреблением. Тут можно дойти до идиотизма (вспомним войну с кефиром), но для нас, как общественной организации, представляющей интересы граждан, очень важно показать этим гражданам, что существует научно обоснованная граница злоупотребления (меняющаяся со временем по мере развития науки) и граница, обоснованная коммерческими интересами наживающейся на продаже этого вещества индустрии. Например, табачная индустрия сейчас лицемерно провозглашает, что злоупотребление - это курение несовершеннолетних. Пример изменения научно обоснованной позиции - недавний отказ ВОЗ от борьбы за уменьшение норм содержания смол и никотина в дыме сигарет. Что касается кофе, то роль кофейной индустрии более скрыта, и поэтому граждане гораздо легче ловятся на неправдивую информацию, распространяемую кофейной индустрией в чисто коммерческих целях. Наша задача - привлечь внимание граждан к этой проблеме, иначе простое провозглашение нашей позиции не будет восприниматься никем, кроме активистов. В более общем виде проблема кофе говорит о необходимости борьбы с властью корпораций, которую сейчас модно называть антиглобализмом. Еще одна тема для дискуссии в организации с глобусом на эмблеме? Татьяня Андреева,член Совета МНАТ, |