|
|
«Водка и вообще спиртные напитки, т. е. различные модификации спирта в его разведении с водой — так называемое простое вино, пенник, двоенное вино — не были в России до конца XIX века предметом публичного уличного торга и могли быть покупаемы только в специальных закрытых помещениях — кружечных дворах или питейных домах, в просторечии звавшихся кабаками. Там, в царевых, государевых кабаках еды, как правило, не подавали! Питье и еда были строго отделены друг от друга. В кабаках только пили. Именно это и было одной из причин страшного развития пьянства в XVII в. Но тогдашнее пьянство охватывало сравнительно узкую прослойку населения, ибо пить надо было только в самом кабаке, получая небольшие (кружечные) порции алкоголя, распивочно. Для того, чтобы вынести водку из кабака, необходимо было купить ее, как минимум, одно ведро, т. е. 12 — 14 литров сразу. Это было непосильно простым «питухам», как тогда именовались алкаши. Положение стало коренным образом меняться с конца XIX — начала XX вв., когда была осуществлена водочная реформа 1894 — 1902 гг., положившая начало торговле спиртными напитками, в том числе и водкой, в стеклянной посуде различного объема — от «жулика» — 126 мл и «косушки» — 1/4 л до бутылки - 0,61 л (позднее пол-литра) и четверти - 3,2 л (т. е. четверть ведра). С этих пор вынос, перевоз и распив спиртных напитков стал практически возможен в любом месте — как в помещении, так и на улице. Для городской голытьбы и люмпенов излюбленным, а фактически единственно доступным местом пьянства стала подворотня. Пиво же до начала XX в. было слабо распространено на собственно русской территории империи, и считалось, что Великороссию предохраняют от «пивной» экспансии старорусские традиции. Но вопреки этим надеждам и предположениям за первое же десятилетие XX в. производство пива в России резко шагнуло вперед. Так, если в 1900 г. было сварено во всей империи около 43 млн. ведер, то в 1910-м — уже 83,9 млн. ведер, т. е. почти вдвое больше, а в 1913 г. — 113 млн. декалитров, т. е. 94,2 млн. ведер! Конечно, в начале XX в. в России еще совершенно не осознавали того, что пиво
может стать массовым народным напитком. Оно все же воспринималось большинством народа, особенно в провинции, продуктом-чужаком. А в «ученых кругах» утешали себя тем, что, по сравнению с Англией, Бельгией, Германией, Данией и США, потребление пива в России было мизерным на душу населения. |