| |
Пресс-релиз
к годовщине Всероссийского праздника трезвости
Уважаемые сотрудники средств массовой информации Казани, направляем вам краткую историческую справку. Надеемся, что Вы сможете использовать ее в своей практической деятельности.
В проведении Первого всероссийского праздника трезвости (28 апреля - 3 июня 1913) приняли участие более 230 обществ и братств трезвости.
Второй Всероссийский праздник трезвости был проведен 7 - 8 апреля (2-й и 3-й день Пасхи) в 1914 году. В нем приняло участие около 320 трезвеннических организаций.
В общероссийских акциях участвовали и наши сограждане. Об этом свидетельствует Протокол Заседания Комитета Казанского общества трезвости 26 мая 1913 года. Его первый пункт гласил: "1.Доложено Председателем, что по предложению Казанской духовной Консистории им был 28-го апреля устроен крестный ход в Соборе. В крестном ходе участвовало более 200 человек, во время крестного хода всем проходящим раздавались книжки против пьянства, и было роздано более 3000 книжек, после крестного хода всем участвовавшим в крестном ходе, был предложен в доме общества обед и чай, в 8 часов вечера в театре имени Гоголя в Суконной была прочитана лекция председателя о болезнях, нищенстве, преступности и борьбе с ними, на чтении было около 300 человек, на чтении участвовали хор слепых и хор общества трезвости. 29-го апреля чтение по этому же вопросу было устроено в Подлужной, в доме общества трезвости с участием хора общества. Устройство праздника обществу стоит более 50 руб.".(Для понимания читателем масштаба цен сообщаем: в чайно-столовых Казанского общества трезвости в начале ХХ века обед из одного блюда стоил в скоромные дни 6 копеек, в постные дни - 5 копеек).
Что же за организация проводила в Казани такой праздник?
Казанское общество трезвости было основано 30 июля 1892г. Казань того времени была крупным губернским городом, центром учебного округа, который во много раз превосходил по площади сегодняшний Татарстан. В Казанский военный округ входили территории десятков нынешних областей и республик Российской Федерации. Казань была городом, где было много интеллигенции, которая и откликнулась на обострение алкогольных проблем в конце XIX века. Профессора университета, врачи, преподаватели и студенты духовной академии составили ядро общества трезвости.
Согласно Уставу, целью Казанского общества трезвости было "противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор. Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий".
Председателем Казанского общества трезвости был Александр Титович Соловьев, управляющий Университетской типографией.
Крупный этнограф, известный исследователь языка и истории татарского языка Николай Федорович Катанов был товарищем председателя (заместителем председателя, по нынешней терминологии) и некоторое время секретарем Казанского общества трезвости. Его перу принадлежали, например, книги "Татарское поучение о вреде пьянства" и "Татарские рассказы о вреде пьянства".
Главным врачом общества одно время был Иван Михайлович Догель - профессор фармакологии Казанского университета, исследователь механизма действия лекарств и алкоголя на сердечно-сосудистую и нервную систему, автор 50 научных трудов.
Третий параграф Устава: "Общество состоит из членов обоего пола, всех вероисповеданий и сословий, не допускаются только в члены Общества владельцы винокуренных, водочных и пивоваренных заводов и лица, занимающиеся продажей спиртных напитков".
Средства Казанского общества трезвости складывались из членских взносов (1 рубль в год, желающие получить знак общества платили 3 рубля), пожертвований, из оплаты за спектакли, литературные вечера, за издание книг, журналов и газет.
Что означает тот факт, что членские взносы составляли 1 рубль в год. Для сравнения можно привести стоимость питания в чайной общества трезвости в конце XIX века. Обед из одного блюда с фунтом хлеба стоил в скоромные дни 4 копейки, в постные дни - три копейки. Так что на сумму годового членского взноса можно было месяц обедать! А люди отдавали такие большие деньги добровольно. Кстати, уже в первом годовом отчете общества, опубликованном в 1896 г., упоминается, что было выдано 946 (!) членских билетов. Не чурались помощи трезвенникам и деловые люди. Одним из первых меценатов стал А.С. Баташев, пожертвовавший на общество астрономическую сумму - 1200 (тысячу двести) рублей!.
Развивало общество и коммерческую наркологическую помощь. За пребывание в лечебнице общества платили за месяц вперед. 1-й класс стоил 75 рублей, 2-й - 25, 3-й - 10 рублей.
Хронология начала основных проектов Казанского общества трезвости следующая:
первая чайно-столовая - 2 июня 1893г.;
вторая чайно-столовая - 31 декабря 1895г.;
ночлежный приют - 7 января 1895г.;
бесплатная народная читальня - 5 марта 1895г.;
больница для алкоголиков - 26 марта 1896г.;
приют для женщин - 15 сентября 1901г.;
бесплатный ночлежный приют - 15 декабря 1906г.
Собрания общества проводились ежемесячно, по воскресеньям, после первого числа. Общее собрание проводилось в январе. При необходимости, по особому приглашению председателя, проводились экстренные заседания.
В чайно-столовых не только кормили по дешевым ценам, но и вели антиалкогольную пропаганду. Там часто выступали члены Казанского общества трезвости с рассказами о вреде алкоголя. Рассказы сопровождались показом "туманных картин" с помощью "волшебного фонаря", то есть демонстрацией диапозитивов. В дни крупных религиозных праздников обеды в чайно-столовых общества были бесплатны для всех.
Седьмого февраля 1896г. комитет общества постановил открыть лечебницу для алкоголиков на три-пять коек для мужчин, а затем и для женщин. Но в первый же год лечебница была расширена до 27 коек. Неимущие в лечебнице содержались бесплатно, с остальных взималась плата. Кроме обычных терапевтических средств, широко использовалась трудовая терапия. Больные работали в слесарной, столярной, токарной, сапожной или живописной мастерских, на садово-огородных участках.
Обществом издавалась газета, несколько раз менявшая свое название (в 1914г. она называлась "Праздник трезвости"), а также журнал "Деятель", последний номер которого вышел весной 1917г. Накануне Первой мировой войны подписка на "Деятель" стоила 2 рубля в год.
Журнал "Деятель" широко расходился по читающей публике, в 1899 году он обменивался на 100 журналов и газет, в том числе на пять иностранных.
Казанское общество трезвости издавало общедоступные, по цене в несколько копеек, брошюры антиалкогольного содержания. Вот названия некоторых из них:
"Отчего гибнут люди. Вино - яд. Защитникам умеренного употребления вина".
"Слово отца Иоанна Ильича Сергеева против пьянства".
"Вино для человека и его потомства - яд".
"Спиртные напитки как располагающая причина к разного рода заболеваниям человека".
"Письма С.А.Рачинского духовному юношеству о трезвости".
Раз в год, 29 августа, в Казани проводился праздник трезвости. Праздник был приурочен к годовщине усекновения головы Иоанна Крестителя.
Члены Казанского общества трезвости делали много добрых дел и не стеснялись показывать свои убеждения. Их Устав гласил: "Члены Общества могут носить в виде брелка на часовой цепочке значок Общества".
Наши предшественники удивительным образом умудрялись сочетать патриотизм и опору на национальные традиции с интересом к опыту трезвенников других стран. Приводим материал, который, надеемся, можно использовать и сегодня для антинаркотического просвещения.
Татарские рассказы о вреде пьянства
Существует предание такого рода. Если какой-нибудь пьяница умрет без покаяния, то в день воскресения мертвых ему в руки подадут один стакан, наполненный гноем и сукровицей, и скажут: "Выпей это!" Он будет отказываться, но, наконец, волей-неволей должен будет выпить поданный стакан. Как только он выпьет, тело его вспучится, а кожа с лица его будет обрываться кусочками и падать на землю; потом он будет отправлен в ад. Существует предание, идущее от Мухаммеда: "если пьяница не бросит пьянства, а прелюбодей прелюбодеяния, то вера в бога оставит их сердца и будет висеть над их головами, подобно облаку до тех пор, пока они не оставят вина и прелюбодеяния. Халиф Али сказал: "если вылить в море один стакан вина; если море, волнуясь, будет заливаться на берег; если на этом залитом морем месте вырастет трава; если эту траву съест овца и если эту овцу заколоть, а мясо ее сварить, то я не стану есть этого мяса. А брошу его собакам". Из этого ясно следует, сын мой, что, если пьяница умрет без покаяния, то он будет брошен на съедение адским собакам. (Перевод Н.Ф.Катанова) .
Деятельность общества быстро переросла рамки губернского города. С 1894г. стали открываться "Отделы общества", то есть его филиалы.
Предлагаем читателю хронологию открытия некоторых отделов Казанского общества трезвости:
30 ноября 1894г. - в Богородском;
25 января 1896г. - в Пестрецах;
15 марта 1896г. - в Красной Горке;
1 июня 1896г. - в Царевококшайске;
5 февраля 1897г. - в Ядрине;
1 апреля 1897г. - в Билярске;
8 января 1898г. - в Зеленом Доле;
30 января 1898г. - в Кукморе;
3 февраля 1898г. - в Ковалях;
4 июня 1898г. - в Арбузовом Баране;
10 марта 1899г. - в Нижнем Услоне;
28 сентября 1910г. - в Шапшах.
Всего к 1900 г. насчитывалось свыше шестидесяти отделов Казанского общества трезвости в пределах Казанской губернии. В отделах устраивались чайно-столовые, читальни, проводились народные и религиозно-нравственные чтения, а при некоторых отделах была организована трудовая помощь.
Общество имело медаль, на которой был девиз "Водка сильна, но сильнее воля своя."
Почетными членами Казанского общества трезвости в конце XIX - начале XX вв. являлись:
| Архиепископ Казанский и Свияжский Арсений |
| Епископ Чистопольский Антоний |
| Протоиерей Кронштадского Андреевского Собора отец Иоанн |
| Министр финансов С. Ю. Витте |
| Супруга Командующего войсками Казанского округа В.Д.Мещеринова |
| Член Госудаственного Совета М.Н. Галкин-Врасский |
| Казанский губернатор П.А.Полторацкий |
| Самарский губернатор А.С.Брянчанинов |
| Член Судебной Палаты С.В.Дьяченко |
| Профессор университета А.И.Александров |
| Профессор университета Л.О.Даркшевич |
Наверное, у многих возникнет вопрос, насколько серьезно относились члены Казанского общества трезвости к своим обязанностям? Рассмотрим пункт пятый Устава общества. Он гласил: "Лицо, вступившее в Общество, обязано, в видах содействия к достижению его цели, служить примером для других, отказавшись от употребления спиртных напитков, как средства наслаждения" . Пункт шестой Устава уточнял: "Если поведение одного из членов Общества окажется не соответствующим цели оного, то члены Комитета обязаны заботиться принятием увещевательных мер к склонению того лица исполнять в точности принятые им обязанности; если же все старания в этом направлении окажутся бесполезными, то Комитет исключает такое лицо из состава Общества." Век назад слова "честь" и "репутация" не были пустым звуком. Вступать в ряды Казанского общества трезвости, чтоб потом позорно вылететь из него и стать предметом осуждения былых соратников - этого не мог себе позволить никто из государственных, религиозных или общественных деятелей.
Казанские трезвенники пользовались признанием российской и международной общественности. В 1909 г. Казанское общество трезвости участвовало в Московской выставке комитета грамотности и получило почетный отзыв. В 1911 г. деятельность общества была представлена на всемирной выставке в Турине, там оно получило "большую премию", а председатель общества А.Т.Соловьев был награжден серебряной медалью.
В 1917 году теряются следы многих российских обществ трезвости. В том числе и казанское общество было закрыто весной 1917.
Следы влияния работы наших сограждан можно обнаружить за пределами Казанской губернии. Филиалы общества возникли в ряде европейских городов и даже в Сибири. Очень показателен следующий документ. Его можно назвать:
Письмо из Сибири
"Зная, какую существенную помощь приносит Казанское общество трезвости тем, кто в это Общество обращается лично, но, не зная, какую помощь может оно оказать лицам, действительно в ней нуждающимся и не имеющим возможности в него обратиться лично, а лишь письменно, я осмеливаюсь покорнейше просить Общество трезвости обратить внимание на ниженаписанное. Я уроженец Самарской губернии, крестьянский сын; образование мое домашнее, и в школе я не бывал ни дня.
С самых ранних лет я горячо полюбил книги, и на этой почве искал и по сие время продолжаю искать себе друзей и наставников. Но в жизни, куда я не обращался, везде и всюду встречал лишь пьянство и разврат. Наконец, убедившись, что таких "друзей" встретить очень трудно, я решил обратиться к вам, надеясь, что вы мне можете помочь, если не делом, то добрым советом. Где я живу и занимаю должность помощника волостного писаря - ужасное место. Здесь полнейший разврат и пьянство. Народ здесь по большей части грубый дикарь, ничего не знающий, почему иметь общение с ним трезвому человеку совершенно нет никакой возможности. А представьте себе, как это тяжко, когда не имеешь вокруг себя ни близких задушевных друзей, никаких развлечений. В виду последнего, я и решаюсь обратиться к вам, надеясь извлечь для себя от вашего общества полезное, наставительное.
В чайной Общества трезвости в г. Казани побывал я прошлою зимою, где получил от председателя, имени и отчества которого не знаю, несколько брошюрок: о пьянстве и прочем и, как было видно, - от искреннего сердца. После ухода из чайной так я от души плакал, плакал потому, что видел человека, посвятившего себя искоренению общего зла человеческого - пьянства. Я был в праздники Нового года и Крещения, когда приготовляли обеды для призреваемых и бедных. Но мне ужасно стыдно было пользоваться этими даровыми обедами, хотя мне и предлагали, поэтому я, как и ранее сего, питался на свои гроши. Не подумайте, что я был в числе пьяниц, нет - я был от них совершенно отдельным человеком. Я ужасно ненавижу пьянство, зная, какое зло оно приносит для человека. Я был частью ради любопытства, а частью - подешевле получить обед.
Да, я в чайной общества увидел какой-то другой мир, - ах, если бы вы знали, что я чувствовал в те минуты, т.е. тогда, когда видел искренние от всего сердца труды. Я вполне их оценил, так оценил, как никто или редкие из других могут их ценить.
После всего изложенного еще раз прошу Общество (ведь сказано же: просите и дастся вам. Не лишен же я возможности просить, как бы ни был низок по своему званию и положению) - не откажите ради Бога и уведомите меня, какую помощь можно получить от вашего общества человеку, вдали от вас находящемуся. Не могу ли я получать какие-либо книги от Общества? И если даже не могу получить - все-таки прошу о получении письма меня уведомить. Я считаю за высшее благо переносить всякие несчастия и самые ужасные скорби, лишь бы жить, почему и этот вопрос для меня не безынтересен.
А здесь у нас везде и всюду все пьяны, например, руководители общества каждый день пьяны и часто не совершают своих служб, даже не исключая и постов; учительница сельского училища - девушка совершенно неподходящая. Старшиною и волостным правлением к отвращению пьянства и распутства совершенно не принимается никаких мер. Это ужасно! Боже мой! Можете представить, какие могут быть воспитанники у такой преподавательницы, как наша. Одно слово, что это какой-то "содом и гоморра", где все веселятся и скачут и гибнут, гибнут без счета и конца.
Пожалейте меня, и если уж я буду дешево оценен в ваших глазах, тогда что же... Не идти же мне в противную пьяную компанию. Я и тогда не послушаю никого из "высших людей", если скажут мне, что вино приносит пользу, потому что я очень хорошо понимаю его последствия".
Данное письмо было получено Казанским обществом трезвости (КОТ) … девяносто пять лет назад. Оно было зачитано на заседании комитета КОТ 4 июня 1904 г . Заслушав данное письмо, комитет КОТ постановил: "выслать издания Общества и уведомить, что путем нравственного воздействия, примером своей жизни, он может влиять на окружающих, для чего может организовать кружок из трезвых крестьян, чего он может достигнуть, устраивая у себя дома чтение из интересных для чтения книг".
Какие книги получил корреспондент казанцев, мы не знаем, но если бы он написал нашим согражданам лет на десять позже, то он, наверное, получил бы следующее издание: Ю.Кононович. Пьянство хуже смерти. Трезвые мысли о нашем всенародном несчастии. (Казань: Типография Императорского Университета, 1914. 24 с.). Цитатой из него мы и закончим наш пресс-релиз: "Затевать великие реформы и оставлять народ гнить в пьянстве - все равно, что шить бисером по гнилому полотну. У нас думают, что корень наших бедствий - это недостатки государственного строя. Но при всех недостатках, этот строй не мог бы так измотать народ, как измотала его чисто физическая отрава - водка".
Призываем Вас в наш 2001-й год - первый год XXI века - вспомнить о славных традициях начала ХХ века!
Приглашаем всех желающих на встречу, организованную Казанским отделением МНАТ. Состоится она 25 апреля 2001 года. Приходите к 18-00 в центр "Выбор".
Вы увидите редкие издания и картины. Вас ждут песни, шутки, чаепитие, фотографирование с подлинными раритетами и много других затей!
Как проехать к центру "Выбор", можно узнать по телефону (8432)43 90 70, звонить лучше по будням с 17-00 до 19-00. Составитель: Ловчев В.М., председатель Казанского отделения
Международной независимой ассоциации трезвости,
канд. ист. наук.
|